Фемида Израиля

В Израиле произошло знаковое для страны событие: 13 мая Окружной суд Тель-Авива впервые в истории государства отправил за решетку бывшего премьер-министра. Если апелляционная инстанция сохранит приговор в силе, ближайшие шесть лет Эхуд Ольмерт проведет в тюрьме общего режима и заплатит штраф в миллион шекелей ($290 тыс.).

«Тот, кто берет взятки,- предатель,- объявил судья Давид Розен, оглашая свой приговор.- Он предает доверие общества, без которого не может быть и речи о нормальной государственной службе. Взяточник разрушает саму основу этого института».

Поступки бывшего главы правительства Розен назвал отвратительными, а стиль работы Ольмерта сравнил с раковой опухолью, заслуживающей безжалостного уничтожения.

Ольмерт, когда-то успешный мэр Иерусалима, уже в качестве премьер-министра предпринявший серьезные, хоть и неоднозначные шаги для подавления агрессии со стороны военизированной ливанской шиитской организации Хезболла, выслушал приговор с низко опущенной головой. После суда он в очередной раз заявил, что взяток никогда не просил и не брал. Его адвокаты уже пообещали обжаловать приговор.

Вердикт суда хоть и стал большой новостью, однако не превратился в сенсацию. Ольмерт — самый влиятельный, но далеко не единственный представитель израильской власти, оказавшийся за решеткой в последние годы. Свои дни на нарах уже коротают бывший президент Моше Кацав, осужденный за приставания к женщинам-подчиненным и препятствие правосудию, сразу трое министров, «погоревших» на взятках, с полдюжины депутатов, а также множество городских мэров.

Нарушать закон на государственной службе в Израиле всегда было крайне опасным делом, а в последнее время — и вовсе безумием. Дела против политиков и чиновников возбуждают по малейшим поводам, говорит НВ российский журналист Антон Носик, в течение семи лет проживший в эмиграции в Израиле.

Причем общество, считает Носик, горячо поддерживает прокуроров, подозревая слуг народа во врожденной склонности взяточничеству. «Уровень нетерпимости к коррупции просто невероятный»,- добавляет он.

Павший премьер

Дело Ольмерта вовсе не однозначно. Его обвиняют в том, что, будучи мэром Иерусалима с 1993 по 2003 год, он небескорыстно содействовал застройщикам в возведении элитного жилого комплекса Holyland (Святая земля). Этот образчик исключительно уродливой архитектуры, несмотря на многочисленные протесты горожан, возвысился над исторической застройкой южного Иерусалима. За очевидное сходство с поношенной вставной челюстью в народе ему дали прозвище «гнилые зубы».

Суд посчитал, что застройщики сумели протолкнуть свой проект через мэрию благодаря «финансовой помощи» брату Ольмерта — Иосифу, а также главному инженеру города Ури Шеетриту. Кстати, взятки по украинским меркам были смехотворными — не более $100 тыс. В ходе процесса судья заявил, что сумма не имеет значения, равно как и то, кто именно получал деньги — сам экс-премьер или близкие ему люди. Все равно виноват Ольмерт.

Простые израильтяне восприняли приговор бывшему главе правительства без особого энтузиазма. По их мнению, Ольмерт — не самый плохой человек и премьер. Страстный любитель хорошего футбола, дорогих сигар и роскоши, он относился к людям с пониманием и сочувствием. Например, собирал деньги на операцию по пересадке сердца своему политическому сопернику.

Позже Ольмерт объездил весь мир в поисках лучших нейрохирургов для заболевшего министра из партии его оппонентов. Кроме того, он помнил имена и увлечения даже тех, с кем был едва знаком, что всегда выгодно отличало его от прочих власть имущих.

Экономика страны при Ольмерте развивалась вполне динамично, в этом смысле особенных претензий к бывшему премьер-министру не было и нет. В мире его уважали и с радостью принимали в Вашингтоне, Брюсселе и Москве.

В Израиле уверены, что Ольмерт мог бы стать лучшим премьером в истории страны, но из-за своих страстей и многочисленных ошибок стал худшим. Компьютерный инженер из Тель-Авива Эли Шульман пояснил НВ: «Грустно, когда человек, столь многого добившийся, так заканчивает свою карьеру. Не в том смысле, что зря его посадили, а в том, что он сам себе все испортил».

Впрочем, многие остались весьма довольны приговором. Носик рассказывает, что видел, как незнакомые люди, узнав о вердикте, обнимались на улицах Тель-Авива. По его словам, «скользкий юрист» Ольмерт слишком долго уходил от ответственности по целому ряду других спорных эпизодов своей биографии.

Эта новость стала поводом для политологов, журналистов и отставных политиков в местных СМИ с улюлюканьем наброситься на павшего экс-премьера. Его не пнул только ленивый.

Обозреватель газеты Едиот Ахронот Наум Барнеа описал ситуацию так: «Это походило на церемонию изгнания демона, религиозный праздник в стиле вуду. Враги Ольмерта устроили ритуал принесения его в жертву».

При этом журналист с укором отметил, что многие из участников нынешней травли в свое время кормились с руки поносимого ими политика.