- Как выбрать хорошие спортивные штаны?
- Печать на Футболках: Искусство Индивидуализации и Эффективного Самовыражения
- Мужчина из Колорадо признал себя виновным в повреждении солнечной батареи, связанной с казино MGM
- Онлайн-платформа казино Hollywood вскоре будет снята с производства
- Что такое сегментарно-рефлекторный массаж
Киев. Курс на цивилизацию
Киев должен измениться и стать совершенно новым городом. Если претенденты на власть в столице этого не понимают, рваться туда им незачем месте с выборами президента 25 мая киевляне проголосуют за того, кто поведет столицу в будущее. Городу с трехмиллионным населением не очень везло с руководством. Киев должен быть прогрессивным, но за последние 15 лет его градоначальники так и не поняли, в чем заключается этот прогресс.
Наконец у столицы появился шанс вырваться из прошлого и устремиться вперед. Однако в крупном европейском городе накануне выборов нет конкурса идей, есть лишь конкурс физиономий и фамилий.
А хотелось бы увидеть сжатую «дорожную карту» от каждого. Хотя бы такую:
Киев ветшает. Он уже и не старинный, как многие европейские города, и не город будущего, как Шанхай, Сингапур, Дубай.
Киев — единственная столица в мире, развернувшаяся спиной к своей главной ценности — Днепру. Во многих других городах набережная реки является самым дорогим и престижным местом. Там отели, дома, развлечения и прогулки на катерах. У нас же набережная превращена в отстойный путепровод, по которому мчатся грузовики и поезда. Столице должно быть за это стыдно.
Пробки. В Гонконге за несколько лет построили три тоннеля и пять мостов — и заторы испарились. Несмотря на множество споров, конфликтов и дороговизну проектов. В европейских столицах — в каждой по-своему — также решили этот вопрос.
Тем, кто думает только о том, чтобы сохранить старину в историческом центре, надо учесть, что раньше на Крещатике предлагали оставить одноэтажные мазанки. И если бы эти идеи тогда были реализованы, мы имели бы сейчас в центре столицы только белые косые мазанки, вросшие в землю, а не многоэтажные здания.
В Ереване (нищем по сравнению с Киевом) снесли в центре города ветхий квартал, возвели на его месте роскошные дома и создали километровую пешеходную улицу. Ереванцы счастливы, поскольку теперь могут там гулять, а не жить в клоаке. Будь моя воля, я бы также избавился в Киеве от нескольких внутренних кварталов, а на этом месте создал оазисы. Вы при случае прогуляйтесь там, понюхайте, сломайте каблуки в ямах, увернитесь от бомжей, зайдите в страшные парадные в столичном центре. И будете со мной солидарны.
Все хвастаются визитной карточкой Киева — зданием Главпочтамта. Притом что оно давно прогнившее и убило своим упавшим портиком семерых человек. Внутрь здания на верхние этажи зайти нельзя, полы проседают на полметра, тараканы, затхлый запах. И тот факт, что здание было построено пленными немцами, не добавляет добрых чувств.
Многие искренне сожалеют о судьбе Андреевского спуска. Я и сам горой встану за художников. Но пора признать, что спуск неудобен и не годится в качестве площадки для вернисажа. Художники жалуются, мол, мало клиентов, но ведь психология покупателей так устроена, что они хотят спокойно пройти все ряды, а потом вернуться и что-то купить. По спуску же можно идти только в одну сторону — вниз, и то — по узкому тротуару, спотыкаясь о неровные камни. Удобно ли иностранцам или пожилым туристам возвращаться обратно? Вряд ли.
Также говорят: не трогайте центр, осуществляйте архитектурные эксперименты на окраинах. Но дело не в том, где есть место для этих экспериментов, а в том, что они никому из жителей и мэров не нужны в принципе. Нигде. Одни хлопоты для чиновников и бойкоты жителей. Поэтому мы продолжим жить в провинциальном городе, восхищаясь Куала-Лумпуром, Сиднеем и Барселоной, превращенными своими жителями в сказку, органично сочетающую старину и супермодерн. И речь сейчас не о стеклянных бизнес-центрах, уродующих живую архитектуру. Я имею в виду такие здания, как в Баку, в форме океанских волн. Или эмиратские отели. Или сингапурские сады.
Это вопрос мировоззрения. Одно дело — гордиться оперным театром, Родиной-матерью, Софией Киевской, домом Городецкого, архитектурой сталинизма. Это достижения предыдущей эпохи. Однако есть и другая позиция: через сто лет наши потомки спросят: а что оставили после себя представители поколения XXI века, что такого великого сделали в городе, чем обогатили архитектуру? И ответ будет следующий: они ничего не умели, не могли и не сделали.
Я, впрочем, не сторонник радикальных мер. Моя формула для города проста: треть взять из прошлого, треть — из настоящего и треть оставить для будущего.