«Нужна ли Украина Донбассу?»

Полуторамесячное противостояние в Донбассе превратило его в пороховую бочку Украины. Небезразличные соотечественники, в том числе представители восточных областей, рассказали, что думают о единстве страны

Угроза разделить судьбу Абхазии не волнует проголосовавших на референдуме 11 мая — о руине и непризнанной миром республике мало кто знает. Перспектива стать очередным субъектом Российской Федерации не прельщает, но и не пугает. Почему она должна пугать тех, кого жизнь не научила ценить права человека, политические свободы и гражданское достоинство? За последние 23 года у дончан не было случая убедиться в преимуществах демократии — никто из находившихся у власти этим не занимался. Никто из них не сделал ничего, чтобы помочь населению, которое в XX веке было сформировано тремя волнами миграции, идентифицировать себя с Украиной.

Люди выходят с протестами против антитеррористической операции, которая проводится крайне непрофессионально. Ответственность за ошибки должны нести те, кто принимает непродуманные или преступные решения. Потому что именно такими действиями Донбасс выталкивают из Украины. Большинство граждан, живущих на этой земле, не имеют ничего против нахождения в составе Украины. Единственное, чего они бы хотели,- это иметь возможность жить в стране с мирным небом, работать и зарабатывать себе на жизнь, воспитывать детей. К сожалению, ошибочные действия власти и нежелание прислушаться к людям усугубляют ситуацию. При децентрализации власти в Украине или создании автономии в ее составе появятся перспективы развития страны в европейском экономическом пространстве. Мы понимаем, что возрастет конкуренция на рынке, но вместе с тем знаем, что появится возможность строить жизнь в соответствии с европейскими социальными и экономическими стандартами, а также перспектива безвизового режима.

То, что сейчас происходит, занесено извне, как инфекция.

Донбасс всегда был Украиной, это всегда была украинская земля. Я не могу понять, по какой причине регион вдруг начал решать, куда ему идти. 23 года жили-жили, а тут — на тебе. Этот кризис изначально создан искусственно.

Украина нужна Донбассу как возможность идти в будущее, а не думать о прошлом. Пока Донбасс призывает чтить его видение истории, язык, на котором регион привык говорить, и традиционные связи с Россией, Украина смотрит на новые возможности, которые открывает перед ней Европа. Расставшись с Украиной, Донбасс останется в первой половине XX века, во времени угля и стали, традиционных ценностей, в которых привычно и уютно — как в комнате пожилых родителей, где все родом из прошлого.

Может быть, Украина и молодое государство, но как минимум одно поколение родившихся в стране людей уже не представляет себе других ее границ. Моей дочери 23 года, и она родилась в Донецке. В ее списке контактов — друзья из Полтавы, Харькова, Киева, Одессы. Она не хочет жить в консервной банке, и я не хочу. Мы не имеем право отбирать у наших детей их страну.

В начале 2000-х Донбасс для Украины был «звездой» — рост промышленного производства, экспорта и приток инвестиций стимулировали украинскую экономику. Но те возможности, которые были, использовались неверно. Структурные изменения в экономике региона так и не произошли. Сегодня его роль изменилась. «Звезда» стала «остывать» — снижение темпов роста промпроизводства и прибыли предприятий, рост социальных проблем, потребность в дотациях. Последние годы Донбасс получает из бюджета Украины больше, чем вносит — только дотации в угольную отрасль ежегодно составляют около $1,5 млрд. С экономической точки зрения Украина сегодня нужна Донбассу больше, чем Донбасс — Украине. Это перспективный регион, но нам самим не создать предпосылок для его развития, а Россию это не интересует.

Несмотря на кажущуюся разницу менталитетов, на западе и востоке страны люди одинаково отзывчивы и дружелюбны, а выводы о мнимой агрессии представителей разных регионов сильно преувеличены и вызваны информационной войной. Донбасс — часть Украины. Без сомнения, везде есть радикально настроенные граждане, но их поведение не является ни причиной, ни поводом разделить страну. Следует только быть более внимательными и терпимыми друг к другу.

У Донбасса и Украины есть взаимная потребность друг в друге. Экономика Донбасса обладает огромным экономическим потенциалом, особенно экспортным — на долю региона приходится до четверти экспортной выручки нашего государства. В полной мере он может быть реализован только вместе со всей страной. Точно так же и возможности экономики Украины без Донбасса могут остаться «простым добрым пожеланием», ведь валютную выручку для страны в первую очередь генерируют металлурги и машиностроители. Они же отчисляют в бюджет страны десятки миллиардов гривен налогов и сборов. Примеры взаимного притяжения Донбасса и Украины: для металлургических комбинатов необходимо железорудное сырье, добываемое в Кривом Роге, а для теплоэлектростанций, расположенных по всей стране,- донбасский уголь. Коксующийся уголь с донецкой пропиской покупают меткомбинаты Днепропетровской и Запорожской областей.

Во-первых, сами люди в Донбассе уверены, что Украина региону нужна. Согласно опросам, более 70% жителей Донбасса выступают против его отделения. Поддержка сепаратистов и террористов настолько низка, что это публично признают даже сами лидеры террористов. Во-вторых, Донбасс унаследовал много структурных проблем от советской экономики и требует постоянных инвестиций. Это — дотационный регион, ежегодно получающий около 16 млрд грн субвенций из госбюджета. В России, например, во многих угледобывающих регионах такие проблемы решались закрытием шахт. Украина же продолжает поддерживать шахтеров.

Донбасс нуждается в Украине, потому что это дает ему масштаб — и экономический, и политический. Национальный и европейский. Украина нужна Донбассу и для того, чтобы решать его проблемы через призму общих интересов. Увы, если смотреть на Украину (или на Донбасс) только как на бизнес-проект, о всяких перспективах можно забыть. Чтобы жить и уживаться вместе, всем надо измениться — и властям в Киеве, и донбасским лидерам (и полевым командирам), иначе «единая Украина» останется очередным заклинанием. Нужно исходить из взаимного признания регионов, граждан, из признания частичной правоты тех, кого привык демонизировать, объявлять вне закона.

Никто никого не должен учить жить, никто не должен «приводить к миру», бряцая оружием и проводя «зачистки». Никто уже не останется прежним, надо зашвырнуть топор войны подальше, чтоб никто никогда его не нашел. Мы едины, потому мы все одинаково проигравшие.

Один мой земляк-дончанин говорил: «Донбасс вечен». Добавлю, что вечны и трудноразрешимы проблемы нашего края, их невозможно решить одним махом — особенно если это будут делать местные горячие головы и реализаторы АТО.

В умелых руках даже промышленный пророссийский регион может стать не самопровозглашенной народной республикой, а патриотическим краем. Как это сделать?