Соратники Путина

На одном из островов Санкт-Петербурга кипит масштабная стройка — спортклуб дзюдо Явара-Нева возводит одноименный комплекс со спортзалами, коттеджами и яхт-клубом. Ожидаемые инвестиции — миллиарды рублей. При этом мэрия сама тратит десятки миллионов на прокладку дорог к острову, мало того — освободила и без того небедных дзюдоистов от инвестобязательств перед городом на треть миллиарда рублей.

Почему чиновники так внимательны к проблемам Явара-Не-ва? Борцовский клуб с 16-летней историей приглянулся питерскому начальству не только спортивными достижениями своих атлетов — острая чувствительность властей к его нуждам связана, скорее, с именами отцов-основателей Явара-Нева. Кроме главы российского государства Владимира Путина, в их число входят близкие к президенту бизнесмены Геннадий Тимченко, а также братья Аркадий и Борис Ротен-берги.

Бывшие одноклубники, а также основной акционер банка Россия Юрий Ковальчук — самые близкие к Путину бизнесмены. Совокупный размер их активов за 2013 год, по версии Forbes, оценивается минимум в $22,4 млрд.

«Трое из Явары» успешно развивали свой бизнес во многом благодаря близким отношениям с российским президентом со времен его работы в мэрии Санкт-Петербурга, утверждает автор книги Кооператив Озеро и другие проекты Путина Владимир Пржибыловский. «Если по справедливости, то Путин должен быть совладельцем их состояний»,- уверен он.

Финансовый тыл главы государства также дополняют топ-менеджеры крупнейших госмонополий РФ — глава корпорации Российские железные дороги (РЖД) Владимир Якунин, президент Роснефти Игорь Сечин и председатель правления Газпрома Алексей Миллер. И хотя они не славятся миллиардными состояниями, недооценивать их финансовый потенциал, как и возможности хозяина Кремля, будет ошибкой.

Размер финансовых ресурсов, подконтрольных Путину и Ко, по самым консервативным оценкам составляет десятки миллиардов долларов. «Когда речь идет об подобной оценке состояния [Путина], мы говорим скорее не о живых деньгах, а о стоимости контролируемых им объектов и их частей — это, к примеру, не менее трети Сургутнефтегаза, банка Россия, Роснефти, ВТБ Банка, половины Gunvor и т. д.»,- добавляет При-быловский.

Экономический эксперт Константин Боровой, бывший депутат Госдумы, лидер партии Западный выбор, даже столь впечатляющие цифры считает заниженными. «Ресурсы, которые сегодня можно ассоциировать с Владимиром Путиным,- это $1,2-1,5 трлн»,- говорит он. Его оценка основана на объеме поступлений в бюджет от экспорта энергетических и сырьевых ресурсов за полтора десятилетия, в течение которых нынешний президент РФ управлял государством. Десятая часть этой суммы, как считает эксперт, осела

на счетах бизнес-структур ближайшего к Путину окружения. «Только нефтетрейдер Gunvor, одним из основателей которого является Тимченко, получил до $30 млрд, а подобных «счастливчиков» было достаточно»,- уверен Боровой.

Кроме дружбы с Путиным, всех вышеперечисленных бизнесменов и госменеджеров объединяет еще и то, что каждый из них стал объектом санкций Запада после аннексии Россией Крыма. «Санкции очень точно определяют ближайшее окружение президента Путина»,- говорит НВ российский оппозиционный политик Борис Немцов.