Цикл материалов о национальных меньшинствах в Украине

Цикл материалов о национальных меньшинствах в Украине. В этот раз мы расскажем о евреях, которым удалось сохранить культуру и традиции, несмотря на долгие годы гонений

Киевский предприниматель Михаил Лейбович внешне не похож на стереотипного еврея. В раннем детстве он и сам не знал о своей национальности.

«Мой дедушка умер, когда мне было пять лет. А родители, как бывшие советские люди, не вовлечённые в еврейскую жизнь, вспоминали всё очень эпизодично: на Песах, кажется, пекли мацу, в субботу вроде как нельзя работать», — рассказывает Лейбович.

Первое знакомство мальчика с культурой его народа произошло в шесть лет, когда он попал в еврейский детский лагерь, — подобные учреждения стали появляться в Украине в начале 1990-х. Там Лейбович встретил Шаббат, услышал притчи, выучил народные песни. В итоге уже в возрасте семи-восьми лет о своём народе он знал намного больше родителей. А с шестого класса пошёл в еврейскую школу.

История Лейбовича типична для украинских евреев, многие из которых предпочитали не акцентировать внимание на своём происхождении, а то и вовсе скрывать «пятую графу».

«Даже сейчас не все указывают свою национальность — это страх, оставшийся со времён СССР», — констатирует Иосиф Зисельс, председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины.

Так что на вопрос, сколько в Украине евреев, однозначного ответа нет. Как говорил Михаил Жванецкий: «Евреев вообще-то мало, но в каждом конкретном месте их много». По результатам последней переписи населения, в 2001 году в Украине проживали около 105 тыс. представителей этой национальности.

«Есть религиозный подход при подсчёте: если мать у человека еврейка, или если он принял иудаизм — таких в Украине около 180 тыс.», — добавляет Зисельс.

Ещё один принцип израильский Закон о возвращении, основанный на Нюрнбергских расовых законах нацистской Германии, по которым людей отправляли в концлагеря. Это «критерий расширенной популяции», согласно которому в 2001 году в Украине проживали до 400 тыс. евреев. По оценкам Зисельса, с тех пор их количество уменьшилось примерно на треть.

«Ассимиляционные процессы весьма сильны: не менее 90% браков — смешанные», — говорит он.

В начале XX века представителей нации было гораздо больше — в основном они жили в западной и центральной частях нынешней Украины. Но во время Второй мировой войны на территории Украины были убиты и вывезены в концлагеря более 1,5 млн евреев. Потом прошло несколько волн репатриации в Израиль — только в период с 1989 по 2001 год страну ежегодно покидали 15-20 тыс. человек.

Правда, сейчас наблюдается обратная тенденция: пожив в Израиле, люди возвращаются в Украину. Гражданство при этом меняют не всегда.

«Около 20 тыс. граждан живут в Украине с израильскими паспортами», — отмечает Зисельс.

Одна из причин возвращения — сложность ведения бизнеса на новой родине.

«В Израиле ведут бизнес коренные израильтяне — те люди, которые страну основали, — объясняет известный бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич. — К тому же Израиль — маленькая страна, а Украина и Россия — развивающиеся рынки, где много возможностей».

С ним согласен и сотрудник американского еврейского фонда Джойнт Джереми Боровиц, долгое время проживший с образовательной миссией во Львове и Винницкой области.

«Нормально обосноваться в Израиле возможно, бедствовать не придётся, — рассуждает Боровиц. — Но что касается бизнеса, то намного легче им заняться в Украине».