Manc Street Preachers — валлийская правда и русское искусство

Когда три года назад Manc Street Preachers сначала объявили, что готовят новый альбом «70 Songs Of Hatred And Falure», а потом вместо него выпустили сборник синглов и ушли в творческий отпуск, многие забеспокоились: не означает ли это распад команды? Басист Ники Уайр попытался тогда рассеять сомнения: «Это просто конец эпохи. Не конец группы. Мы собираемся исчезнуть на долгое время». Убедило это, конечно, не всех. Окончательно те, кому небезразличны «мэники», успокоились, когда в начале 2013-го появилась новость, что группа записывает сразу два альбома. Первое говорит о повторном ознакомлении с чем-то уже виденным, а второе — о попытке заглянуть в будущее. Вместе же получается нечто глобальное, объединяющее вчера и завтра. Мудрено? Пожалуй. Но «мэники» не из тех, кто поет о банальностях, стремясь поскорее попасть в хит-парад.

Ники на этот счет говорит так: «Меня больше вдохновляет искусство, чем прослушивание музыки. Но я уверен, что, когда мы пишем песню, мы создаем четыре минуты искусства». «Rewnd The Flm» получился очень личным и местами даже сентиментальным, во многом благодаря полуакустическому звучанию. «Здесь только одна песня с электрогитарой, — рассказывал солист Джеймс Дин Брэдфилд, — Но это не песни у костра». В текстах нашлось место для простых и понятных, ничем не завуалированных эмоций.  Но лирика от этого ни в коем случае не стала простой. Все-таки Ники — поэт и мастер слова. Хотя смысл некоторых песен непривычно прозрачен по меркам Manc Street Preachers. «Когда вам 45, все становится…

Кярче, скажем так; Все, что вы теряете и обретаете, становится яснее»,- откровенничает писали, что Manc Street Preachers меняют солиста. Многие поклонники тогда удивлялись и недоумевали: как же так, неужели Брэдфилд уйдет из группы? Но разрешилось все вполне благополучно. Джеймс остался, а новый ракурс был найден с помощью вокалистов-гостей. Помимо Ричарда Хаули, который в своей время был гитаристом культовых Pulp, в записи приняли участие певицы Кейт ле Бон и Люси Роуз. Кейт полностью ответственна за исполнение «4 Lonely Roads», а на долю Люси приходится припев в «Му Sudden Welsh Heart». Кстати, в лирике Rewnd The Flm» MSP часто упоминают (а в клипах показывают) родной Уэльс эдакий подъем национального самосознания. А строчка из песни «Show Me The Wonderu «Может, мы и пишем по-английски, но наша правда — валлийская» и вовсе звучит как партийный лозунг. Хотя политики как таковой  на альбоме почти — только после мер «30-Year War», посвященный забастовке шахтеров в 1984 году и направленный против Маргарет Тэтчер. «Это критика атак на рабочий класс за последние 30 лет, — комментирует Ники. — Это самый злой трек на альбоме и это почти что связующее звено со следующей пластинкой». «Futurology» получился совсем другим. «Альбомы очень отличаются по стилю, — делится впечатлениями Джеймс. — Иногда во время их записи я чувствовал себя так, будто играю в двух разных группах». Насмотревшись в прошлое, MSP обратили взор в будущее. Хотя речь, конечно, не о будущем мира, а о творческом будущем самих «мэников». Новая эпоха требует новых форм в искусстве, и группа, тщательно переслушав пластинки краут-рокеров Kraftwerk, Neu! и Popul Vuh, добавила в свою музыку изрядное количество (по их собственным меркам, разумеется) разномастной электроники. Расширился и лингвистический диапазон: часть текстов «Futurology» исполнена на немецком — в частности песня «Еигора Gent Durch Mch», где в качестве второго голоса отметилась актриса Нина Хосс. В японской версии альбома будет трек «Kodawar» — «Чувства» по-японски. Правда, язык, на котором исполняется композиция, пока не известен, но сам факт такого названия занятен.

Немало на пластинке и русского. Точнее, постсоветского: «мэники» давно интересуются историей одной шестой части суши. Например, на диске есть песня «Mayakovsky». Есть «Dreamng A Cty (Hughesovka)» о городе Донецке и Джоне Хьюзе, валлийском промышленнике, основавшем там сталелитейное производство.  Есть «Black square», т.е. «Черный квадрат» Казимира Малевича. Для своего времени эта работа была революционной. «Идея Малевича отбросить все, что было до этого, заставила меня взглянуть на него с точки зрения панк-рока. Для художника чувства и ощущения стали важнее того, что он видит», — рассуждает Ники.

Есть на диске и песня «Next Jet То Leave Moscow». По словам Джеймса, ее текст вырос из разговора с неким жителем бывшей соцстраны. Кроме того, в ней автор пытается пересмотреть прошлое группы. В первую очередь, это касается поездки на Кубу, где они презентовали свой альбом «Know Your Епету» перед Фиделем Кастро. «Отправляясь на Кубу, мы просто хотели посмотреть, что там и как, а не поддержать кого-то, объясняет Джеймс. К сожалению, если вы сфотографировались с политиком, этим вы как бы одобряете то, что он делает. Так что в этой песне есть намеки и отсылки к нашим провалам». Что ж, без тщательной ревизии прошлого достойное будущее сложно построить. И созерцательной ностальгии  «Rewnd The Flm» тут явно не достаточно. Нашлось на альбоме место и для более личного, но не менее идеологичного самокопания — в «Lets Go То War». «Это ощущение метафорической войны внутри нас, — поясняет Ники. — В этой песне анализируется наше безоглядное желание разрушать». В общем, как бы Manc Street Preachers ни менялись (а менялись они часто и сильно) на протяжении своей почти тридцатилетней карьеры, новая их метаморфоза все равно удивительна. Как то, что при этом они умудряются сохранять лицо, не становясь кем-то другим. Немногим их коллегам по цеху удается такое. И, скорее всего, краут-роковыми «мэниками» дело не закончится, ведь вернулись они всерьез и надолго. «Мы все еще здесь потому, что нас попросту некем заменить, — уверен Ники. — Никто не заставит нас уйти!»