На турнире, войне и охоте

Мысль использовать палку для удлинения руки, а каменный наконечник для ее утяжеления и увеличения поражающей силы дала начало одному из самых распространенных и эффективных видов оружия — копью. Оно появилось в каменном веке и с этого времени стало незаменимым атрибутом охотника и воина.

 

Властелин битвы

Взявшись за копье для охоты, человек тут же приспособил его и для войны. Длинное древко с острием на конце позволяло держать врага на значительном расстоянии. Копье было легче, чем дубинка. И к тому же его можно было метать. Работа копьем не требовала амплитудных движений. Это позволило в сражениях строить бойцов шеренгами с выставленными вперед копьями. Македонские фаланги и римские легионеры, идя боевым строем, сметали все на своем пути. Приблизиться к ним часто не могла даже вражеская конница, тоже вооруженная копьями.

Армия, не имевшая в своем составе копьеносцев, практически не могла сойтись с неприятелем в ближнем бою. Копье господствовало на полях сражений, начиная битву в пешем строю или конной атаке, а заканчивая ее развевающимися на поднятом древке стягами победителей.

 

 

Порхать как бабочка, жалить как пчела

Наконечники копий имели жалообразную, треугольную, четырехугольную, ромбовидную или листообразную форму. Наконечник надевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Кроме того, копья имели султан — цветной развевающийся на ветру хвост из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не столько украшением, сколько для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар.

Копья имели разную длину в зависимости от решаемых в бою задач. Самое короткое копье было примерно в рост человека, а самое длинное превышало 5 метров. У китайских гибких копий кисточка красного цвета отвлекала внимание противника своим порхающим движением. В Европе копья всадников снабжались чашечкой, закрывающей руку, а свободный конец копья иногда уравновешивался металлическим противовесом.

В Древней Руси копье являлось самым распространенным видом вооружения. Оно использовалось как ударное и колющее оружие. Его длина была около 2 метров, а наконечник имел треугольную форму. Исконно русским оружием являлась и рогатина — длинное копье с тяжелым наконечником, имевшим форму лаврового листа. Впоследствии рогатина стала чаще применяться при охоте на крупного зверя.

Казацкие пики, предназначенные для боя в седле, имели металлическую вставку вдоль древка для того, чтобы в защитном положении противостоять рубящему удару сабли. Техника боя такой пикой требовала отточенного мастерства и годилась против как пешего, так и конного бойца.

 

Кошмар на древке

Воины всегда мечтали об универсальном оружии на поле боя. Таком, чтобы било как топор, резало как нож, а кололо как копье. Желание скрестить копьё и топор, или копье и меч, привело к появлению многочисленных видов древкового оружия. Они были созданы специально для боевых действий и не имели хозяйственного предназначения.

Японская нагината, представляющая собой изогнутый меч, насаженный на древко, значительно расширила арсенал боевых действий самурая, позволяя за счет быстрого вращения оружия и перехвата рук вести бой сразу с несколькими противниками. Искусству боя с нагинатой в Японии обучались даже женщины.

О китайском посохе шаолиньских монахов, имеющем на одном конце древка топор, а на другом серповидное лезвие, ходили легенды. Им, по преданию, был вооружен основатель китайских боевых искусств, буддийский монах Бодхидхарма, в одиночку преодолевший в 475 году путь из Индии в Китай. Впоследствии шаолиньские монахи, вынужденные пешими противостоять коннице, изобрели множество видов древкового оружия — всевозможные алебарды, двузубцы и трезубцы. Лезвием алебарды, как лопатой, зачастую зачерпывали песок и бросали его в лицо противнику.

В Европе комбинированное древковое оружие появилось значительно позже, когда рыцари облачились в тяжелые доспехи. В отличие от азиатского, в этом оружии режущая и колющая части были разделены. Топор не являлся продолжением древка, а располагался сбоку, чтобы им можно было срубать всадника в доспехах. Кроме топора такие секиры и бердыши были снабжены крюками для стаскивания всадника с седла.

 

Застывшая символика

Век боевого копья, рожденного в эпоху палеолита, оказался удивительно долгим. Пехота, вооруженная копьями, была эффективна на полях сражений вплоть до XVIII столетия. А кавалерийские пики успешно применялись в Первую мировую и Гражданскую войны.

Копье органически вошло в многочисленную символику разных эпох. Завуалированные временем имя и образ копья часто встречаются в хорошо известных нам предметах и остаются при этом неузнанными. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. А название монеты «копейка» произошло от мелкой денежной единицы, введенной в обращение при Елене Глинской, матери Ивана Грозного, поскольку на ней был изображен всадник с копьем. Образ копья часто можно увидеть в металлической ограде дворцов и парков. Метание спортивного копья входит в программу всех легкоатлетических соревнований.

Боевое знамя — символ воинской чести, доблести и славы — является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге. Его древко практически не отличить от копья. Как и копье, оно имеет заостренный наконечник и кисти.

Копье, как оружие воина, не обошло и религиозную символику. Копье помогло одержать победу греческой богине мудрости Афине в ее споре с Посейдоном, и поэтому она всегда изображается с копьем в руке. Святое копье священника Петра Варфоломея принесло удачу крестоносцам и помогло им одержать победу. Копье Гая Кассия Лонгина стало священной реликвией христианства.

Святой Георгий, доказавший силой своего тела и духа превосходство над мучителями-язычниками, канонизирован церковью и изображается с копьем в руке, пронзающим дракона. Георгий Победоносец был неотъемлемой частью герба Российской империи, а сегодня украшает герб Москвы.

Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие, проявившие наивысшую храбрость на поле боя. Потому что вооруженный копьем святой Георгий — покровитель всего воинства.