Никаких кантри-кроссов, только ралли-рейды!

Переформатирование

Кроме перехода к «чистым» ралли-рейдам серия претерпела еще несколько изменений. Главным из них стало «распаривание» экипажей квадроциклов: в предыдущие годы экипаж зачета ATV состоял из двух участников на двух квадах. Теперь же зачет становится персональным. Проведение соревнований отныне соответствует международным стандартам: на Кубке мира по ралли-рейдам и на «Дакаре» каждый квадрогонщик отвечает только за себя. Также новинкой серии стало введение «сквозного секундомера» — суммирования времен, показанных участником на каждом спецучастке. Победителем становится экипаж, затративший на прохождение всей трассы наименьшее количество времени.

Ранее складывались очки, получаемые в зависимости от занятого на каждом СУ места. А еще по решению оргкомитета в серии 2014 остались только два зачетных класса: ATV (квадроциклы) и SSV (мотовездеходы side-by-side).

И самое приятное: в наше непростое время общий призовой фонд Открытой внедорожной квадро-серии Can-Am Trophy Russia 2014 увеличен по сравнению с прошлым годом и составляет 6 000 000 рублей! По итогам сезона будут разыграны мотовездеход Can-Am Maverick 1000 и квадроцикл Can-Am Renegade 1000, предоставленные генеральным партнером серии компанией ROSAN.

Другие аспекты крупнейшей квадро-серии страны обошлись без революционных изменений. Как и в прошлые годы, она остается мультибрендовой, без каких-либо ограничений для спортсменов: принять участие в соревновании может владелец любого ATV и SSV. Правда, выгоднее выступать на технике Can-Am — стартовый взнос в два раза меньше! По-прежнему высоки требования по обеспечению безопасности. Допуск к старту получают только правильно экипированные спортсмены: обязательно наличие специальной обуви, омологированных мотошлемов, а также защиты, в частности — защиты шеи.

Can-Am TrophyRussiaв 2014 году традиционно состоит из трех этапов. Причем организаторы традиционно ввели для заключительного этапа повышающий коэффициент начисления баллов -1,5. Так что интрига должна сохраниться до последних километров серии!

Bombardier на canam

Весьма символично, что на проходивший в Татарстане первый этап Can-Am Trophy мы прилетели на Bombardier CRJ-200. И самолеты этой марки, и квадроциклы Can-Am выпускает концерн, контролируемый семьей Бомбардье!

Город Бугульма принимал гонку второй год подряд, а всего в истории серии стартовал уже пятый сезон. В этом году на родине Баталова, Кадышевой и Алсу было установлено сразу два рекорда Can-Am Trophy. Во-первых, количество желающих участвовать в гонке превысило установленный организаторами лимит, в итоге список допущенных участников пришлось ограничить 113 спортсменами из 30 городов России и Казахстана. Во-вторых, общая протяженность трассы соревнования превышала прошлогодние этапы примерно на четверть и составляла 400 километров: короткий Пролог в лагере и четыре СУ примерно по100 километровкаждый.

 

Бугульминский бивуак

Базовый лагерь соревнования встретил участников образцовой работой всех служб, недаром по уровню организации Can-Am Trophy считается одной из лучших гонок в России!

В «гоночный уикенд» погода стояла жаркая, было душно, поэтому как нельзя кстати оказались удобные душевые кабинки, а также то обстоятельство, что бивуак расположился на берегу большого водоема.

Лично мне в лагере очень понравился хорошо оборудованный пресс-центр, но больше всего — отличное кафе с отменной едой! Секретариат и техком также работали хорошо: несмотря на рекордное количество участников, административные проверки и техническая инспекция прошли организованно и в срок.

 

С парада — прямо в бой!

Церемония торжественного старта гонки прошла, как и полагается, на центральной площади города. Пройдя стартовую арку, экипажи возвращались в лагерь, чтобы выйти на первый спецучасток. Трасса короткого СУ1 была разбита рядом с лагерем, но вопреки ожиданиям собравшихся зрителей Пролог получился не слишком зрелищным: трамплины были довольно пологими, а пересекаемый ручеек -неглубоким и с твердым дном. Кроме того, результат Пролога не влиял на порядок старта на следующий СУ, а, следовательно, излишне рисковать на 800-метровой трассе смысла не было (выиграть можно было секунду, а потерять, неудачно приземлившись после прыжка, много), поэтому спортсмены ехали аккуратно. Тем не менее даже в такой ситуации не обошлось без происшествий: на первом же вираже перевернулся оставшийся без тормозов SSV ульяновского экипажа!

Гонщики остались целы и невредимы, смогли восстановить технику и даже завершить заезд, но уложиться в норму времени им было не дано. Пролог собрал большое количество зрителей и сопровождался комментариями на двух языках — русском и татарском.

 

Пейзажи и пыль

Большие спецучастки Can-Am Trophy проходили в живописном месте: Бугульминско-Белебеевская возвышенность придавала гонке трехмерность. К сожалению, выезд журналистов на трассу организаторы совместили с тест-драйвом квадроциклов Outlander и SSV Maverick Мах и Commander из новой линейки Can-Am, поэтому из происходящего на трассе увидеть удалось немного. Представление о гонке сложилось в основном из разговоров со спортсменами. Хотя и из того, что мы успели посмотреть, тоже можно сделать определенные выводы. Очень часто гонщики «сбивались в стаи» — двигались группами. Это объяснялось тем, что многие пилоты больше доверяли не своим навыкам (или талантам своего штурмана в случае SSV), а чужим! Они коллективно выбирали правильное направление движения, и, что естественно, также вместе «предавались блуду»! Заблудиться можно было и по объективным причинам: опытные ралли-рейдовые штурманы отмечали неточности в Дорожной книге гонки.

Еще одной причиной возникновения «паровозиков» была пыль. Жаркая погода привела к тому, что квады ставили плотные «дымовые завесы», выходить на обгон в таких условиях крайне опасно, поэтому для маневра идущие сзади гонщики часто предпочитали дождаться грейдера или просто широкой полевой дорожки. А обгоняемые иногда даже не знали, что сзади движется более быстрый участник! За шумом двигателя квадроцикла звука штатного сигнала не слышно, а сквозь пыль заметить своего преследователя почти нереально. В «автомобильных» ралли-рейдах в таких случаях используют специальный прибор оповещения об обгоне Sentinel, истошно орущий зуммером и светящий в лицо экипажа яркой лампочкой!

 

Гонки на «кибитках»

Название Side-by-side русскому уху чуждо, поэтому некоторые участники зачета SSV называют свои гоночные экипажи «кибитками». «Классические» квадрики участвуют в ралли-рейдах довольно давно, в России уже есть титулованные квадроциклисты, взять, к примеру, обладателя Кубка мира Дмитрия Павлова или принимавшего участие в бугульминской гонке победителя этапа «Дакара» Сергея Карякина. А вот SSV появились во внедорожных ралли сравнительно недавно. Для подобной техники FIA ввела специальный класс ТЗ, после чего «кибитки» стали полноправными участниками не только соревнований, проводимых мотофедерацией, но и автомобильных гонок. Бюджет подготовки SSV ощутимо ниже, чем затраты на подготовку любого гоночного автомобиля, а удовольствия от гонки экипаж получает по крайней мере не меньше. По словам чемпиона России Евгения Павлова, его боевой уазик может ехать с той же скоростью, что и SSV, но при этом позвоночник испытывает гораздо большие нагрузки! Комфортную подвеску «кибиток» отмечали и другие постоянные участники автомобильных ралли-рейдов. А Павел Логинов, пройдя трассу «Дакара 2014» на SSV, наотрез отказывается возвращаться за руль гоночного автомобиля! В том, что у «кибиток» большое будущее в автомотоспорте, сомнений нет.

 

С победой!

В итоге интереснейшей борьбы на трассах под Бугульмой победу в зачете SSV довольно ожидаемо одержал трехкратный чемпион России по кроссу и ралли-кроссу, постоянный участник Can-Am Trophy Ирек Миннахметов. Интрига возникла только тогда, когда на «кибитке» Ирека отказал GPS и экипаж потерял 35 минут. Но даже эта задержка не повлияла на результат: по итогам гонки Миннахметов и его штурман Антон Власюк «привезли» Вячеславу Игнатовичу и Александру Обухову почти 4 минуты.

Зато в зачете ATV победа дебютанта соревнований ралли-рейдового формата, впервые столкнувшегося с Дорожной книгой именно в Бугульме, стала сенсацией! На финише Анатолий Кузнецов на три минуты опередил опытнейшего Антона Бердникова.

 

Зрелищ!

С отказом от формата кантри-кросса и с уменьшением участков чистого трофи серия утратила и определенную долю зрелищности. Однако председатель оргкомитета Can-Am Trophy и генеральный директор компании ROSAN Олег Хромченко рассказал нам, что организаторы серии постараются сделать ее как можно более зрелищной и без рискованного и ломающего технику кантри-кросса в зачете этапа. Определенные наработки есть, и уже следующий этап, который пройдет с 25 по 27 июля в Нижнем Новгороде, обещает стать весьма интересным для зрителей!