Технологии с высоко поднятой головой

Для того чтобы сидящему за рулем человеку оторвать взгляд от дороги, опустить глаза к приборам и что-нибудь там разобрать, требуется около секунды. При скорости в 100 км/ч это около30 метровпути. Тренированный летчик справится с такой операцией вдвое быстрее, но самолет отмерит за этот миг уже сотни метров. Десятки или сотни метров вслепую. Смертельно опасными и неконтролируемыми станут на мгновение и автомобиль, и самолет…

Обзор технической информации, совмещенный с картинкой окружающего мира, первыми получили военные летчики. Им в момент слежения за целью критически важно не упустить ни одного параметра полета. Так родились, проекторы на прозрачную пластинку, помещенную перед лицом пилота и позволяющую держать в поле зрения буквально все, начиная от вида применяемого оружия и заканчивая компасом и частотой оборотов двигателей. Теперь уже не надо было бросать взгляд на приборную доску и даже на доли секунды отвлекаться от контроля за полетом. Следом визуальная информация переселилась прямо на визор шлема, позволив летчикам в буквальном смысле наводить ракеты взглядом.

Спустя несколько десятилетий возможность смотреть на дорогу сквозь виртуальную приборную доску получили и автомобилисты. Им, правда, пока недоступна главная подсказка военного летчика — целеуказатель и выбор оружия, но доступ ко всем остальным функциям и приборам, включая технические характеристики и даже навигатор, появился.

Сразу же отметим, что для автомобилей сегодня используется два принципа проецирования. Первые и массовые приборы отображали информацию действительно на лобовом стекле. Плюс — устройство легко имплантировалось в любой автомобиль, целиком прячась в верхней части торпедо. Минус — ограниченность сведений (только основные параметры движения) и необходимость регулировки высоты проецируемой картинки в зависимости от роста водителя. Подобную систему с 2001 года применяла компания General Motors, а позже BMW оснастила проекторами модели Х5 и Х6. Им последовали Toyota и Volvo.

Но обладателям бюджетных кроссоверов вовсе не стоит переживать. В продаже немало портативных устройств подобного типа, пусть и со скромными функциями, но с весьма приемлемой ценой. Аналогичное приложение доступно и для обыкновенного смартфона — прямо с торпедо он тоже готов «отсвечивать» и транслировать вам пройденные километры, обороты мотора и скорость.

Однако более интересен способ проецирования на специальный прозрачный экран, расположенный между глазами и лобовым стеклом. Во-первых, такой принцип формирования изображения ближе к основам, заложенным авиационными предками, во-вторых, гораздо информативнее.

Компания Bosch выпустила на рынок подобную систему для различных моделей BMW. В нерабочем состоянии ее самостоятельный экран спрятан, но главное — он асферический. Асферическая пластина — это своего рода пятикратное увеличительное зеркало, формирующее изображение так, будто оно находится в двух метрах перед водителем. В результате картинка уже не «двигается» вместе с глазами смотрящего.

Кроме того, водитель BMW получил возможность почувствовать себя пилотом штурмовика — на дисплее есть функция целеуказания, правда, всего лишь в рамках штатной системы навигации.

Водителю на улицах мегаполиса, равно как и пилоту в облаках, остро необходимо мгновенно ориентироваться — не пропустить перестроение, вовремя свернуть с трассы, заранее определить место стоянки.

 

Технология Head-Up-дисплея позволила вывести навигационную поддержку на новый уровень. Если раньше требовалось, опустив глаза, выискивать на карте нужную отметку и сопоставлять картинку с монитора с окружающей действительностью, то теперь правильную траекторию Head-Up-система отобразит в поле прямого видения, да еще и наложит указующую стрелку точно на нужный ряд. Или подсветит поворот в искомый проулок. Удобно — словно сюжет из компьютерной игрушки, только в реальной жизни.

Принято считать, что вездесущая электроника с каждым витком прогресса все больше вытесняет водителя-практика из-за руля. Тут и ставшие массовыми системы ABS и противозаноса, и самонастраивающиеся амортизаторы, педали акселератора и усилители руля. Успешно испытаны и первые автомобили с искусственным интеллектом, полным ходом идет адаптация стопроцентного автопилота к нашей действительности. Но отметим, что передовой принцип проецирования информации в зону прямого взгляда водителя нацелен конкретно и полностью на живого водителя — человека. Значит, на пути к автомобилю-автомату еще немало приятных и полезных ступеней, на которых без интеллекта живого не обойтись.