Конкистадор по имени Кецалькоатль

Индейские мифы сохранили сведения по крайней мере о двух Кецалькоатлях. Первый — один из богов — создателей Вселенной. Он боролся за право стать Солнцем с братом-соперником Тескатлипокой, спускался в преисподнюю за костями людей прошлых эр, подарил человечеству маис… Не менее популярны в древней Мексике были легенды о другом Кецалькоатле, Се Акатле Топильцине — царе-жреце тольтеков. Времена его правления расцвет Толлана, столицы «империи». Кецалькоатль обучил тольтеков многим ремеслам, ввел монотеизм и отменил человеческие жертвоприношения. Жрецам Тескатлипоки, недовольным реформами, удалось изгнать Кецалькоатля. Он то ли зажег на берегу моря костер и сгорел, превратившись в Венеру, то ли уплыл на плоту в «землю мудрости» Тлапаллан и обещал возвратиться.

В некоторых версиях легенды   Кецалькоатль   предстает не таким кротким. Он жертвует богам кровь, чтобы те «сделали его могучим воином», убивает братьев и дядьев и «устраивает из них же жертвоприношение», потом обучает этому обряду жителей Толлана. Подобный персонаж вполне мог стать древнемексиканским Александром Македонским, как его называет историк Владимир Кузьмищев. Другая исследовательница, Галина Ершова, считает легендарного правителя марионеткой двух противоборствующих сил: знатных тольтеков и местного жречества.

Царь, пришедший из-за моря

Такой вот многоликий персонаж: бог-демиург, философ-гуманист, «Александр Македонский» древней Мексики, марионетка на троне… Он перемещается из эпохи в эпоху, из области в область, появляясь в самых неожиданных местах. Похоже, Кецалькоатлей не два — бог и человек, а еще больше.

По его версии, Кецалькоатль-Уэмак приплыл по морю, дал индейцам «законы и доброе учение», учредил пост и установил крест, а после уплыл. Но перед этим предсказал, что «в грядущие времена, в год, который будет называться Се Акатль, он вернется, и тогда его учение будет принято, и его сыновья станут владыками и будут обладать страной, и что они и их потомки претерпят многие бедствия и преследования, и многие другие пророчества, которые впоследствии с очевидностью сбылись». Топильцин, по мнению историка, — всего лишь неудачливый правитель, свергнутый из-за неурядиц в стране.

Существует и противоположная точка зрения: Кецалькоатль-бог и Кецалькоатль-правитель — один и тот же мифологический персонаж. А все легенды о нем части огромного, несохранившегося эпоса.

Скорей всего, Кецалькоатль — собирательный образ. В основе легенд о царе, вероятно, лежит реальный прототип, яркая личность, на которую наслоились судьбы нескольких других владык, царствовавших в разное время и в разных местах. Прозвание «Кецалькоатль», возможно, было титулом, что еще больше увеличивало путаницу. Позже деяния древних царей перемешались с мифами о боге. В итоге — человек и божество так переплелись, что иногда трудно разобраться, о каком из Кецалькоатлей идет речь. В частности, в популярной легенде об отождествлении испанского завоевателя Эрнандо Кортеса с «белым богом».

 

Речь Монтесумы

Главарь конкистадоров Эрнандо Кортес писал, что царь ацтеков Монтесума при первой встрече рассказал ему: «Ни я, ни все те, кто на сей земле обитает, не коренные здешние жители…

В сии места нас привел некий вождь, …потом он возвратился на свою родину и лишь через многие годы прибыл сюда опять… Те, кого он здесь оставил, переженились на здешних женщинах, и обзавелись многочисленным потомством, и основали селения… и когда он захотел увести их с собою, они не пожелали ни идти за ним, ни признать своим господином, и с тем он и удалился. И мы всегда знали, что его потомки придут покорить эту землю и сделать нас своими подданными».

Позже он повторил эту речь на церемонии присяги королю Испании. Этот момент описал и соратник Кортеса, солдат Берналь Диас. Оба конкистадора не упоминают имени бога или вождя, но указывают, что, по ацтекским легендам, он прибыл с востока. Берналь Диас также сообщал, что белых считали богами, «теулес». Кроме того, он обратил внимание на то, что у правителя — более светлый цвет лица, чем у других ацтеков, и даже… небольшая борода.

Первые миссионеры заметили: некоторые индейские обряды схожи с христианскими. Тогда они решили, что Монтесума принял Кортеса за Кецалькоатля. Но за какого именно? За бога или древнего царя?

Историк Валерий Гуляев полагает: «великим вождем» из речи Монтесумы мог быть и человек, и бог Кецалькоатль. Однако саму эту речь считает фальшивкой, а версию отождествления Кортеса и Кецалькоатля — ложной. Другие исследователи считают, что легенду сфабриковали монахи. Чтобы, представив Кортеса воплощением древнего бога, узаконить завоевание Мексики.

Ацтеки верили — мы живем в Пятую эру. Все эпохи шли попеременно под владычеством Тескатлипоки и Кецалькоатля и постоянной борьбе между ними. В нынешнюю эру властвует Тескатлипока. Значит, в следующую придет Кецалькоатль. Кортес прибыл в Мексику с востока, стороны Кецалькоатля. Выходит, Кортесу помогла вера индейцев в цикличность мира и борьбу богов? В действительности все было несколько сложнее.

 

Ошибка императора

Существует версия: ацтеки захватили земли, население которых поклонялось Кецалькоатлю, и заменили его своим племенным покровителем. Но местные хранили древние обычаи. Монтесума боролся с влиянием старой знати и жречества — укреплял культ Уицилопочтли в ущерб приверженцам Кецалькоатля. Его противники распускали слухи о грядущей божьей каре. Основания для тревоги имелись — до ацтеков доходили вести о белых пришельцах, высадившихся на островах и посещавших континент.

Вскоре состоялся первый контакт. Послы императора выяснили: странники не намерены задерживаться в Мексике, однако собираются вернуться. Царь разослал изображения пришельцев по стране. Некий старик сообщил: предсказано, что из-за   «небесного моря» к ним явятся «люди со змеиными головами», «рыбы с ногами гусениц», мифические существа «с одной ногой», которые «передвигаются на орлах или на больших змеях». Но самыми первыми придут «светлокожие длиннобородые существа, одетые очень разнообразно в разноцветные одежды, с круглыми «мисками» на голове, сидя верхом на больших оленях. Они прибудут в больших домах, подобных деревянным горам».

Монтесума уверился: белые — сверхъестественные существа. Но считал ли он их посланцами Кецалькоатля? В мировоззрении царя история была перемешана с мифами. Кецалькоатль, который царствовал в Толлане, -Солнце Четвертой эпохи. Он был свергнут Тескатлипокой, пятым «Солнцем», и его соратником Уицилопочтли. Естественно, Кецалькоатль должен вернуться и изгнать этих богов. Время пришло избранные ими племена обогатились, стали домоседами. Странники прибывают с востока, откуда ждут Кецалькоатля. Не возвещают ли они начало новой эры?

Возможно, Монтесума считал испанцев не богами, а бродячим племенем завоевателей, ведомым божественным покровителем (что, в принципе, не так уж далеко от истины). А познакомившись с ними теснее и вовсе решил, что и пришельцы, и древние божества его народа — люди, обожествленные герои.

Он не сидел сложа руки, ожидая неизбежной катастрофы, — наблюдал за побережьем, готовился к встрече. Когда высадилась экспедиция Кортеса, он сначала решил откупиться, потом — затормозить продвижение белых, не вступая в открытый конфликт. В ход шли все средства — от «магической войны» до натравливания союзных и даже враждебных племен на пришельцев. Все оказалось напрасным — белые вошли в Теночтитлан…

Миф о Кецалькоатле, подкрепленный зловещими слухами, помог испанцам деморализовать противника, однако его роль не была решающей. Царство Монтесумы пало из-за внутренних неурядиц и противоречий. Войско Кортеса послужило лишь катализатором распада.

Кецалькоатлю «подправили внешность», сделали белокожим может быть, под влиянием первых контактов. А может быть, после завоевания облагородили и переосмыслили древние мифы. Бога объединили в одном образе с древним царем. Так родилась известная  легенда.