Уильям Сомерсет Моэм. Невероятные приключения шпиона в России

Уильям Сомерсет Моэм был сыном атташе британского посольства во Франции. Он родился 25 января 1874 года в Париже, его отец, кроме должности юридического атташе посольства Великобритании во Франции, был еще и совладельцем адвокатской фирмы. Мать держала салон, который посещали многие знаменитости из мира политики, культуры и искусства.

 

Годы лишений

В истории рождения Моэма есть один любопытный факт. В то время, когда он готовился появиться на свет, во Франции существовал закон, согласно которому все мальчики, родившиеся на территории Франции, были обязаны служить в ее армии. Родители Моэма, будучи истовыми британцами, не могли допустить подобного. Выход из данного положения был прост до нелепости: Уильям Сомерсет Моэм появился на свет на территории британского посольства, то есть юридически — на территории Великобритании. Маленький Уильям был четвертым ребенком в семье, в детстве он говорил только по-французски. Когда в 1882 году мальчику исполнилось восемь лет, его мать умерла от чахотки, а два года спустя из жизни ушел отец. Тяжело переживавший смерть своих родителей, Сомерсет Моэм переселился в Англию, в графство Кент, в маленький городок Уитстейбл, где проживал его родной дядя, Генри Моэм. Жизнь Моэма у родственников сложно назвать приятной. Отношения с семьей дяди были холодными, британский уклад жизни был ему чужд. Моэм вырос нелюдимым застенчивым молодым человеком. После школы Сомерсет Моэм отправился учиться в Гейдельбергский университет, где изучал литературу и философию. Через год он вернулся в Англию, где несколько лет искал «свое место» в мире.

В 1892 году он поступил в медицинскую школу при больнице Святого Фомы в Лондоне и в то же время работал над литературными произведениями. Успех пришел к нему в 1897 году, после публикации романа «Лиза из Ламбета». А к 1914 году Уильям Сомерсет Моэм стал достаточно заметной фигурой в литературном мире Великобритании.

 

Неожиданный поворот судьбы

Казалось, ничто не предвещало для успешного писателя карьеры разведчика. Однако грянувшая в 1914 году Первая мировая война изменила его судьбу, подарив неизгладимый жизненный опыт, в 1916 году Моэм подал в отставку. Британское правительство пошло ему навстречу с условием, что при необходимости оно снова сможет воспользоваться его услугами.

Обретя свободу, Моэм отправился в путешествие. В мае 1917 года он женился в американском городе Джерси-Сити. Казалось бы, теперь у него должна была начаться тихая семейная жизнь. И тут ему неожиданно поступило предложение, от которого было невозможно отказаться. Моэму предложили отправиться в Россию, чтобы — ни много ни мало — «предотвратить революцию». Любопытно, что сам писатель, характеризуя революцию, как время, когда «на поверхность поднимается пена общества, негодяи и преступники», осознавал нужды и тяготы жизни пролетариев. О России он знал только по романам «Анна Каренина» и «Преступление и наказание», но надеялся узнать ее ближе.

 

Страна в пучине революции

Весной 1917 года эйфория от Февральской революции заметно поутихла, и государственная система Временного правительства начала разваливаться на глазах. Участие в войне становилось все более обременительным для России, но очень выгодным и полезным для союзников. Опасаясь выхода России из войны, британское правительство озаботилось необходимыми мерами, одной из которых стала отправка агента разведки с целью поддержки меньшевиков против большевиков и удержание России в состоянии войны с немцами. Сомерсет Моэм дал согласие работать в этом направлении.

Его миссия действительно была чрезвычайно важной для британского правительства. В той внутриполитической ситуации, в которой находилась Россия, для Уайтхолла самым оптимальным было решение послать человека с неофициальным визитом для встречи с Александром Керенским. Иначе Временное   правительство получило бы нарекание в продажности и содействии иностранным интересам в ущерб России. Визит агента британской разведки должен был остаться втайне от широких масс и не получить огласки. Кроме того, Моэм был не только разведчиком, но и известным писателем — лучшего прикрытия, чем он, было не найти. Возможно, именно это обстоятельство явилось главной причиной того, что для важной миссии выбрали именно его. На выполнение задания ему предоставили 21 тысячу долларов — огромный капитал по тем временам.

28 июля 1917 года Моэм отплыл пароходом из Сан-Франциско во Владивосток. Здесь начались его приключения в лучших традициях Яна Флеминга. Высадившись во Владивостоке, Моэм сел на транссибирский экспресс, чтобы проехать через всю Россию и очутиться на другом конце страны — в Петрограде.

Прибыв в столицу, Моэм первым делом  отправился в британское консульство. Сэр Джордж Бьюкенен, британский посол в России, отказался сотрудничать с писателем, хотя был прекрасно осведомлен о его приезде. Он не воспринимал всерьез Моэма, полагая, что тот дилетант и «лезет не в свое дело». Без участия консула попасть на аудиенцию к Керенскому не представлялось возможным. Однако помог случай. Моэм случайно встретил Александру Кропоткину, с которой познакомился еще в Лондоне. Кропоткина была вхожа в круг членов кабинета Керенского и легко могла оказать «небольшую услугу» своему английскому приятелю. Она-то и организовала несколько встреч Моэма с Керенским у себя дома. Начало его «великому делу» было положено, однако состояние власти оказалось чрезвычайно шатким. Сама личность Керенского разочаровала Моэма. Лидер правительства произвел на британца впечатление нерешительного и незначительного человека. Изо всех политических фигур, с которыми Моэму довелось встретиться и беседовать, он выделял лишь Савинкова как крупную и незаурядную персону.

 

Возвращение домой

16 октября 1917 года он сообщил британскому правительству, что Керенский теряет власть и нужно срочно организовать антиреволюционную пропаганду,   которая стоила бы Англии 50 тысяч долларов в год. Сумма в 50 тысяч показалась Керенскому недостаточной, и он попросил дотации в виде оружия и боеприпасов. 18 октября он передал через Моэма устное послание для британского премьер-министра Ллойд Джорджа, что не сумеет продержаться, если не будет оказана помощь. В тот же день писатель отбыл в Англию.

Прибыв в Лондон, Моэм передал послание Керенского Ллойд Джорджу, но тот отказал в дополнительных дотациях. Однако огорчить Керенского Моэму так и не пришлось: очень скоро Временное правительство было свергнуто, и дальнейшая шпионская деятельность писателя в России не имела смысла.

Миссия Сомерсета Моэма в России, хотя и не увенчалась успехом, строго хранилась в тайне. Сам писатель не рисковал в своих мемуарах хоть как-то описывать ее. Он лишь упомянул, что был послан «с секретной миссией в Россию». В мемуарах Бьюкенена также отсутствует упоминание о деятельности Моэма в России. Однако шпионская деятельность в России не прошли для писателя Моэма даром, найдя свое отражение в сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент». Уильям Сомерсет Моэм, возможно, сам того не желая, стал одним из основоположников «шпионского» жанра в литературе.