Юлия Агриппина Младшая. Подруга трех императоров

Юлия Агриппина Младшая — женщина непростой судьбы. В 13 лет ее выдали замуж за Гнея Домиция Агенобарба — по словам историка Светония, «человека гнуснейшего во всякую пору его жизни». Кроме того, он был на 32 года старше жены. У них родился сын — будущий император Нерон. Агриппине напророчили две новости. Одну хорошую — ее сын достигнет вершин власти. Другую плохую — достигнув этих вершин, он ее убьет. Агриппина несколько легкомысленно сказала: «Пусть убьет, лишь бы царствовал». Счастливый папаша тоже изрек пророчество. От таких, мол, уродов, как он и его жена, «ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества». Все пророчества — просто-таки на удивление — сбылись.

 

Все ради власти

Пока Нерон появлялся на свет, этот свет покинул император Тиберий. Императором стал родной брат Агриппины — Калигула. Он не был «гнуснейшим во всякую пору своей жизни». Поначалу он был вполне приличным, но общество его слегка испортило и развратило. Со всеми тремя сестрами «жил он в преступной связи». Охотнее всего с сестрой Юлией Друзиллой. «Остальных своих сестер он любил не так страстно и почитал не так сильно: не раз он даже отдавал их на потеху своим любимчикам». А когда Юлия Друзилла умерла, Калигула совсем разлюбил оставшихся сестер. Обвинил их в заговоре и разврате и отправил в ссылку. Разврат, видимо, действительно был, если он отдавал их на потеху любимцам. Так что будем считать, что приговор вполне справедливый.

Однако вскоре Калигулу убили и поставили на его место дядю Агриппины Клавдия. Он вернул племянницу из ссылки. Агриппина успела овдоветь, и Клавдий выдал ее замуж, Гая   Пассивна   Криспа.  Тот вскоре умер. Вроде бы его отравила сама Агриппина, чтобы завладеть огромным состоянием.

Черт ногу сломит в их римских нравах. У Агриппины появилась идея-фикс. Видимо, ей вдарило в голову старое пророчество, и она решила, что ее сын Нерон обязательно должен стать императором. Но у Клавдия были дети от прежних жен. Скажем, сын Клавдий Друз. Впрочем, он «играл, подбрасывая грушу, и задохнулся, когда поймал ее ртом». Это почище, чем царевич Дмитрий, который играл да порезался ножичком. Другого сына императора, Британника, Агриппина удалила от двора, а дочь императора — Клавдию Октавию — выдала замуж за своего Нерона. То есть свою падчерицу она выдала за своего сына. Совсем эти римляне стыд потеряли. Кроме всего этого, она сделала еще несколько гадостей поменьше, из-за которых десяток-другой человек лишились жизни.

 

Сбывшееся пророчество

Вообще, жизнь у Агриппины складывалась неплохо. В 50 году она получила титул Августы. Стала, между прочим, всего второй женщиной, получившей этот титул при жизни. И первой — получившей его при жизни мужа. Ее катали по Риму на колеснице, в которой раньше возили только статуи богов. Нерон был усыновлен Клавдием и объявлен наследником. Казалось бы, живи да радуйся.

Но чем-то она стала раздражать престарелого Клавдия. Может, развратным поведением, может, еще чем. Постепенно он начал приближать к себе Британника, которого Августа уже совсем было сбросила со счетов. Агриппина поняла, что дело плохо, и поспешила угостить мужа по-особому приготовленными грибами. Клавдий поел тех грибов и помер. А Британник вскоре тоже чего-то поел и помер.

После этого — сбылось! Нерон — император Агриппин фактическая правительниц огромной державы. Она даже присутствовала на заседаниях Сената. Правда, за занавеской. Женщина все-таки

Нерон, как и Калигула сначала был хорошим, а потом слегка испортился.

Начал развратничать, а мамаша его за это регулярно отчитывала. Хотя в то же время историк Тацит уверяет, что она сама была не против поразвратничать с сыном. В целях, так сказать, усиления политического влияния. Естественно, довольно быстро такая мамаша Нерону надоела.

Он выгнал ее из дворца и лишил всех почестей. А мудрый философ Сенека посоветовал совсем от нее избавиться. Следуя совету уважаемого человека, Нерон трижды пытался ее отравить. Но мамаша тоже была мудрой женщиной. К тому же прекрасно знала повадки любимого сына, которые, скорее всего, сама ему и привила. Поэтому всегда перед едой принимала противоядие. Тогда он соорудил над ее спальней потолок, который в нужное время должен бы; обрушиться на спящую Августу. Но и тут не повезло -Агриппина как-то прознала про потолок и переселилась в другую спальню. Нерон не отступал. Он сконструирова; корабль   которые   посреди моря развалился на части. Непотопляемая мамаша каким-то непостижимым образом выплыла.

В результате всех этих передряг Нерон был вне себя от ярости. В принципе он был эстет. Скорее всего, ему было неприятно, что такие элегантные ловушки не сработали. Да и фантазия уже истощилась. Махнув рукой на эстетику, он приказал солдатам пойти и тупо убить мамашу. Вообще говоря, ничего не мешало отдать этот приказ с самого начала, а не заморачиваться на потолки и кораблики. Но тогда Нерон не был бы Нероном.

Агриппина тоже решила принять смерть красиво. Она показала солдатам, чтобы кололи в живот. Дескать, раскаивается, что из этого чрева появился такой придурок. Но понятно, что виновато было не чрево, а дурное влияние со всех сторон. Потому что детей нужно нормально воспитывать, а не говорить: черт с ними, лишь бы царствовали.