Планирование основных для банка вопроса

В процессе планирования решают три основных для банка вопроса.

1. Где находится банк в настоящее время? Для этого руководство должно оценить слабые и сильные стороны банка в важнейших областях деятельности (финансы, маркетинг, технологии, кадры).
2. Куда хотим двигаться? С этой целью оцениваются возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, политические и экономические факторы, социальные условия, технологии, законы и т.п.), что позволяет определить, какими должны быть цели организации, что может способствовать или помешать их достижению.
3. Как банк собирается осуществлять это? Руководители решают, что должны делать сотрудники банка для выполнения намеченных целей.

Первый вопрос защита по уголовным делам адвокатом связан с оценкой фактического положения банка, а именно качества его активов и пассивов, обеспеченности собственным капиталом, системы оценки рисков и т.д. Второй и третий вопросы — соответственно с видением целей и путей их достижения. При этом необходимо понимать, что процесс планирования должен быть непрерывным в связи с постоянными изменениями в окружающей среде, рыночной ситуации, неопределенности будущего, что особенно характерно для современного развития российской экономики. Следовательно, планы должны пересматриваться и согласовываться с учетом окружающей действительности.
Для обеспечения действенности стратегическое планирование должно отвечать определенным критериям: быть гибким; своевременно реагировать на изменения и отклонения; иметь направленность на поддержание устойчивого роста банка; обеспечивать его приспособляемость к изменениям рынка и внешней среды.

Требование гибкости означает, что стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы, оставаясь целостными в течение длительного периода времени, их можно было бы при необходимости модифицировать и переориентировать. Это требует в свою очередь постоянного наблюдения за ситуацией на рынке и оперативного внесения соответствующих изменений в план с тем, чтобы он оставался реалистичным и нацеленным на реализацию открывающихся рыночных возможностей. В постоянно меняющихся условиях план должен быть не жестким и, безусловно, выполняемым. Однако необходима ясная стратегическая ориентация.

Стратегическое планирование обязано реагировать на изменения и отклонения, что предполагает создание эффективной обратной связи, которая осуществляется через систему контроллинга. Это обеспечивает постоянное отслеживание хода реализации стратегического плана, сравнение факта с планом, внесение корректировок в план с учетом ситуации на рынке, вовлечение в процесс стратегического управления руководителей среднего и низшего звена, исполнителей, непосредственно занятых реализацией намеченных стратегий. Их участие в этой работе и предоставление соответствующей информации обеспечивают обратную связь. Для оперативного реагирования и внесения изменений в план необходима хорошая координация между подразделениями, отделами банка. Обратная связь должна сигнализировать о внезапных изменениях как рыночной ситуации, так и отклонений в деятельности банка, которые не предполагались на стадии формирования плана.