Открывание и закрывание задвижек

Открывание и закрывание задвижек производится вращением маховика, вследствие чего происходит поднятие или опускание диска Б. У задвижки большого диаметра имеется еще задвижка меньшего диаметра (как показано на рисунке) на обходной трубе. При открывании или закрывании задвижки сначала открывают малую задвижку (для выравнивания давления), а затем уже большую.

Для предохранения сети (в основном водоводов) от действия гидравлических ударов применяют иногда предохранительные клапаны различных конструкций, открывающиеся при повышении давления в сети сверх определенного допустимого предела и сбрасывающие при этом воду, в результате чего давление в сети падает.

В повышенных точках водоводов постепенно скапливается воздух, который может мешать нормальному движению воды. Для выпуска воздуха в таких точках устанавливают (в колодцах) специальные автоматически работающие приспособления — воздушные вантузы.

При пересечении линиями водопроводной сети рек трубы могут быть проложены по мосту или по дну реки. При проходе по мосту трубы подвешивают обычно под проезжей частью в коробах с засыпкой теплоизолирующим материалом или без коробов, но с устройством вокруг труб теплоизолирующего покрытия.

При проходе по дну реки трубы (стальные) укладывают в траншею, отрытую пловучим экскаватором (землесосным снарядом) в дне реки. Такой переход называется дюкером.

Трубы можно укладывать с плотов, барж или со льда, причем в воду опускают трубы, предварительно сваренные в длинные секции. В последнее время применяют протаскивание собранных на берегу секций труб по дну реки при помощи тракторов или лебедок, установленных на берегу.