Украли деньги ЕС. Скандал с пограничными пунктами

Украли деньги ЕС. Скандал с пограничными пунктами

Евросоюз официально сообщил, что прекращает финансирование проектов по развитию более 10 КПП на западной границе Украины, причем часть средств Украина будет вынуждена вернуть.

История, поражающая своей глупостью. Европейский союз выделил Украине деньги на модернизацию пунктов пропуска на западной границе. В ЕС хотели, чтобы через границу быстрее двигались автомобили, быстрее работали таможенники.

Еще в 2012 году на эти нужды Украине выделили почти 30 миллионов евро, но наше государство ничего так и не сделало. Часть денег просто разворовали, часть даже не смогли разворовать.

Теперь Европа проект сворачивает, и даже требует деньги обратно.

ЕС надоело ждать

Пресс-секретарь ЕС Майя Косьянчич объяснила, что прекращается осуществление проектов, на выполнение которых ЕС должен был перечислить 29,2 млн евро.

«Речь идет о шести проектах с европейским финансированием на общую сумму 29,2 млн евро, основным бенефициаром которых была Государственная фискальная службы Украины. Учитывая задержки с их реализацией, учитывая наши оценки и сообщения государств-членов ЕС, мы пришли к выводу, что проекты не могли быть завершены в срок. Эти шесть проектов сейчас находятся в процессе закрытия, выделенные на них и не израсходованные деньги должны быть возвращены (на счета Еврокомиссии)», — пояснила пресс-секретарь ЕС, вместе с тем отметив, что Евросоюз и в дальнейшем готов поддерживать реформы в Украине.

Решение Евросоюза является окончательным.

За время реализации этих проектов Украина получила от ЕС треть грантовых средств, выделенных на проект — около 10 млн евро. Большая часть этих средств осталась неиспользованной.

По предварительным данным, Киев потратил около 2 млн евро. Соответственно, Украина должна возместить ЕС около 8 млн евро.

Что не смогли сделать

Средства ЕС должны были пойти на переоборудование КПП Рава-Русская, Краковец, Шегини и Ягодин, глубокую реконструкцию КПП в Устилуге (все перечисленные – на границе с Польшей). Должны были быть реконструированы четыре КПП на украинско-словацкой границе, два КПП на границе с Румынией и проведена реконструкция на границе с Венгрией для интеграции Украины в международную транспортную систему, в том числе на КПП в Лужанке.

Также были проекты и направленные на переоснащение IT-инфраструктуры пограничников на украинско-польской границе.

Только а международный пункт Ужгород на украинско-словацкой границе Европа дала 2 млн евро аванса, с 7 необходимых. Завершить реконструкцию должны были  еще в декабре 2015 года. Но админздание пункта пропуска до сих пор без окон и дверей. Повсюду – мусор и разбитое стекло. А должны были расширить полосы движения, реконструировать админздание и достроить второй этаж.

На международном автомобильном пункте пропуска в Лужанке на украинско-венгерской границе дело обстоит еще хуже. На его модернизацию европейцы дали более 2 млн евро. Но вместо 4 полос дороги есть только гигантский котлован. Венгры одновременно с нами начали реконструкцию пропускного пункта со своей стороны. И уже давно ее закончили.

Самым скандальным в приграничном проекте ЕС стал международный пункт пропуска «Устилуг – Зосин». Через Устилуг на Волыни ближе всего добраться до западной границы из Киева. Открыть обновленный пункт пересечения границы планировали еще в 2014 году, но работы затянулись.

На ремонт и расширение поста Европа еще в конце 2012 года выдала €6 миллионов в рамках приграничного сотрудничества «Украина – Польша – Беларусь».

«Планировалась масштабная реконструкция, первая за 17 лет. Если сейчас Устилуг пересекает 2 тысячи человек, 700 автомобилей и лишь 3 автобуса, то после реконструкции появилось бы по пять полос на въезд и выезд. Устилуг смог бы пропускать втрое больше людей и машин, а очереди, которые выросли после введения безвиза, уменьшились бы. Но ничего этого не произошло, хотя дедлайн по реконструкции прошел еще в декабре 2016 года. С польской стороны уже давно все построили. А у нас таможня потратила половину денег ЕС, за которые только вырыли два котлована вдоль пункта пропуска. То есть фактически украдены €3 миллиона. Да что там реконструкция. На нашей стороне даже ямы на дорогах не могут залатать! Говорят, что многомиллионный тендер на обустройство КПП три года назад выиграла фирма, близкая к тестю Насирова, бывшего главы ГФС. Кстати, у сына начальника таможенного поста «Устилуг» появилась дорогая машина, BMW X5, которой он хвастался в соцсетях, мол, папа дал покататься», – рассказал изданию «Страна.юа» бывший сотрудник Волынской таможни. 

Кто виноват?

Главный ответчик за провал – Государственная фискальная служба. У них на все свое объяснение, в основном винят подрядчиков, и бюрократию, оказывается задержка произошла в том числе из-за смены названия налоговой.

Отмазки властей

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что будет договариваться с Евросоюзом о новых проектах по финансированию приграничной инфраструктуры. А в провале реализации старых проектов виновата предыдущая власть.

Глава правительства не стал отрицать, что ЕС действительно принял решение о закрытии ряда проектов . Вместе с тем, он подчеркнул, что эти проекты уже давно столкнулись с проблемами в реализации. «Речь идет о проекте 2007-2013 годов. Потом была попытка продолжить его выполнение силами ГФС. ГФС не справилась полноценно», — рассказал он.

«Новый руководитель Мирослав Продан пытался спасти ситуацию, но было уже поздно», — добавил премьер.

Гройсман подчеркнул, что сейчас нет опасности повторения такой ситуации с другими проектами: «Нет никаких угроз для совместных проектов с ЕС в дальнейшем».

Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что Украина не должна возвращать 8 миллионов евро, а ЕС сможет недодать эту сумму в будущих программах для Украины.

Системная проблема

Остановка проектов Евросоюза из-за неполного использования средств не является исключительным случаем: это происходит в сотрудничестве с различными государствами, в том числе с членами ЕС. В то же время почти полное неиспользование средств ЕС, а также одновременное прекращение целого ряда проектов в одном секторе является действительно угрожающим сигналом о неготовности Украины эффективно использовать европейские фонды.

К тому же, например, уровень выполнения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС по состоянию на 2017 год составил 41%.