Человеческий организм

В. П. Чертков в своей работе Ядро диалектики (1963) указывает, что еще в 30-х годах среди советских философов широко обсуждался вопрос о ведущей стороне противоречия, но он остался тогда недоказанным главным образом потому, что закон единства и борьбы противоположностей трактовался в отрыве от закона перехода количественных изменений в качественные. К. Маркс в ряде работ говорил о том, что недостаточно раскрыть единство противоположностей и их непримиримую борьбу, надо еще различать ведущую и неведущую противоположности. Весь вопрос в том,- указывали К — Маркс и Ф. Энгельс,- какое определенное положение каждый из этих двух элементов занимает внутри противоположности. Недостаточно объявить их двумя сторонами единого целого. Причинная зависимость, как уже говорилось, находит свое выражение или в связи явлений предыдущих (причин) с последующими (следствия) или в форме взаимодействия одновременно существующих явлений (связь общего и отдельного, сущности и явления, формы и содержания, симбионтные отношения и т. д.). Но в любом взаимодействии нужно найти главное, то, что является при данных условиях первичным в процессе развития, поскольку движение и развитие имеют свою определенную закономерность и направленность. Например, в симбионтных взаимоотношениях микробов и макроорганизма при его нарушении в силу каких-либо обстоятельств главным, ведущим в биологической активности является действие микроорганизмов, поскольку только их действие вызывает специфическую клинико-морфологическую картину изменения клеток, тканей и органов при том или ином заболевании. Эти соображения распространяются и на понятие причины как взаимодействия внешнего и внутреннего. Прав А. И. Безруков, утверждая, что то, что называется обыкновенно причиной, является на деле основным и определяющим фактором указанного процесса взаимодействия, решающим условием возникновения нового явления — следствия. Но этот фактор, хотя он и является главенствующим, не эквивалентен всему процессу и не исчерпывает его, не может один привести к тому же результату, к какому приводит весь процесс, не может один породить новое явление — следствие.