Лечения неврозов

Исходя из философского тезиса о примате душевного над телесным, Г. Зигмунд, например, пишет: Сила (психическая ) не стоит как готовая субстанция рядом с таким же готовым телом, а является активной формообразовательной силой, которой подчинена материя. Следовательно, психосоматики стремятся увести медицину от научных основ в область мистики, не столько утверждая единство психического и соматического, сколько господствующую роль психического в жизнедеятельности человека, становясь тем самым на позиции субъективного идеализма. Психосоматики, ссылаясь на теории В. Кеннона и Г. Селье, утверждают, что психогения пускает в ход ряд патофизиологических механизмов, приводящих к дисфункциям и структурным изменениям органов. Клинические синдромы тех или иных соматических заболеваний являются, с точки зрения психосоматиков, символическим выражением неразрешенного душевного конфликта, результатом продуцирования, как они говорят, психического напряжения на тот или иной орган, но не в смысле всем хорошо известной физиологической реакции па сильную эмоцию, а в смысле якобы способности больного выражать свои душевные порывы символически, через свои органы. Алек-сандер, например, считает, что определенные эмоциональные конфликты являются специфичными и могут вызывать заболевания только определенных внутренних органов. Психосоматическое направление не является единым и имеет ряд оттенков и направлений. В американской школе психосоматиков, например, различают представителей, придерживающихся теории символического языка органов (Ф. Александер), теории модели охранительной реакции (С. Кобб), теории вегетативных неврозов (Ф. Александер, Ф. Данбер) и конституционально-наследственной теории (Альварец). Методологическая и фактическая ошибка представите — лей психосоматической медицины заключается в том, что зависимость клинического синдрома от совокупности психологических и нервных факторов раскрывается психосоматикой не на основе объективного клинического и экспериментального анализа, а путем использования спекулятивных и по существу псевдонаучных представлений, подсказываемых фрейдизмом (на основе идеи, символического отражения в клиническом синдроме, вытесненного аффекта, идеи, конверсии на орган, понятия, языка тела, грубомеханистического аналогизирования между, энергией эмоции и физическими процессами, подчиненными законам термодинамики, и т. д.).