Идея электрификации

Отличительной чертой плотины Нижне-Свирской ГЭС была тонкая железобетонная плита, которая гибко соединялась с ее телом. Плита создавала добавочное сцепление с девоном. Толстый слой грунта, опущенного на этот, по словам Графтио, шлейф, и давление воды призваны были предотвратить сползание плотины вниз.

Осталось произвести укладку битумных матов в гибкую часть понура. Работа эта была незнакомой для пас, требовала высокой точности исполнения.

Кому же ее поручат? Прибыли шведские эксперты во главе с проф.

Корнелем. Старший прораб на плотине В. А. Кауше поручил укладку мне. И вот первый изоляционный слой…

Неудача. Мат выгнулся и в таком виде не обеспечивал гидроизоляцию понура и бруса, примыкающего к телу плотины.

Придется все начать заново.

Смотрю на помощника. По лицу его темными ручейками стекает пот. Со стороны и я выгляжу, наверно, не лучше.

Но сейчас не до отдыха.

В это время подошел Графтио со шведскими консультантами. Работу остановили.

Я доложил Генриху Осиповичу, что у нас не получается.

Он тут же перевел мои слова Корнелю.

— Оу! — профессор, мигом сбросил с плеч пиджак, энергично засучил рукава. Движения его рук были неторопливы и четки.

По ходу ученый давал пояснения.

Мы сразу поняли свою ошибку и стали ее исправлять.

Теперь уже Корнель следил за нашими действиями. Он одобрительно кивал головой и был явно доволен.

— После пуска первой очереди Свирской ГЭС появилась возможность перейти на строительство новых, более крупных станций. Но мне хотелось не только воплощать проекты в арматуру и бетон, но и принимать посильное участие в их разработке.

Меня назначили старшим инженером по проектированию Угличской, Ярославской, Камской ГЭС в организации Средволгострой, образованной к тому времени в Ленинграде. Технической частью организации руководил проектировщик Днепровской ГЭС П. П. Лаупман.

Отделом инженерной геологии — Ф. Г. Логинов, ставший впоследствии министром строительства электростанций.