Молодость кадров

Первая электростанция третьей всесоюзной угольной кочегарки создавалась по типу и аналогично первым очередям Шатурской, Каширской, Кизеловской, Новосибирской станций. Какая тогда была строительная техника? Тачка, лопата, грабарка да «коза»!

Современному человеку, молодому, даже специалисту, трудно себе представить наглядно многое из строительного ассортимента тех лет. Например, что такое «коза»?

А вот что: на плечи рабочему надевается этакая лямка с перекладинами, в которые укладывается кирпич, и вручную (вернее — «вспинную»! ) он этот кирпич и тащит.

Правда, уже появлялись тогда единичные приводные лебедки с электродвигателями, и если имелись две-три такие лебедки на ] всю стройку — это уже считалось достижением. Бетон подавался к месту укладки кран-укосинами и тачками.

Наиболее распространенными механизмами были блок и ручная лебедка.

Несколько позднее на строительстве Карагандинской ГРЭС появились автомашины, тракторы, скреперы, даже экскаваторы и другие механизмы отечественного производства, правда, в небольшом количестве. До комплексной механизации работ было еще очень далеко.

Вот что писала «Комсомольская правда» 30 мая 1932 г. в специальной подборке, посвященной строительству Карагандинской электростанции: «Караганда ждет огней ГРЭС! »: «… Караганда требует камнедробилок, бетономешалок, гравиемоек, транспортеров…

». «… Постройка районной станции не обеспечена кадрами. Еще нет землекопов, не хватает технических кадров, счетных работников…

». «… Основная беда Каргрэсстроя — это то, что, находясь в 35 км от железнодорожной ветки, стройка не имеет никакого транспорта. Поэтому вопрос о ветке — самый насущный вопрос, и он не решен».

Условия Карагандинского бассейна отличались особой суровостью.

Резко континентальный климат казахских степей.

Продолжительные, до пяти-восьми суток, пылевые и снежные бури при морозе в 35-40 градусов и скорости ветра до 30 м/с! Постоянное отсутствие нормальной питьевой воды.

Плохое жилье: в лучшем случае каркасно-засыпные временные бараки, а то и землянки, юрты. Сейчас это все — не более чем справка к истории возникновения нового благоустроенного города.

А тогда…