Первый опыт работы на строительстве

Мне посчастливилось работать с Трофимом Денисовичем и на строительстве СталГРЭС, и на Зуевской ГРЭС, где он проявлял свою смекалку, талант, находил выход из самого, казалось бы, затруднительного положения. Прибыли на СталГРЭС в разобранном виде трехфазные трансформаторы мощностью по 20 MB-А. Прибыли они из США, от фирмы Дженерал Электрик. Собирали мы эти трансформаторы в турбинном зале главного корпуса электростанции.

Но наши трудности заключались не в сборке их, а в транспортировке на подстанцию.

Железнодорожный путь был длинен и имел несколько стрелочных переводов.

Боясь «опрокидывающих моментов», представитель фирмы инж. Томсон потребовал, чтобы каждый трансформатор на подстанцию тянули по железной дороге на специальной тележке, ручными лебедками. — Паровоз для этой цели не годится — сказал он. Транспортировать трансформаторы лебедками?

Да это же сколько времени займет!

Первый трансформатор тянули такой «дубинушкой» целых пять дней.

А ведь дорог каждый час, не только — день.

Стали мы думать, как нам «перехитрить» Томсона, и когда пришло время транспортировать на подстанцию второй трансформатор, Т. Д. Белоусов предложил следующее: — Будем тянуть трансформатор паровозом.

Но поставим его не на этом же пути, а на параллельном, запасном, и на малой скорости довезем, как надо. Трофим Денисович расстелил перед нами кусок бумаги, набросал схему: где какой поставить полиспаст, как будет двигаться паровоз, как будет перемещаться тележка с трансформатором.

После обсуждения предложения Белоусова мы согласились с ним. Когда трансформатор прошел более половины пути, появился Томсон и с изумлением обнаружил, что трансформатор довольно быстро катится по путям, а ручных лебедок не видно.

Второй трансформатор доставили на подстанцию менее чем в два дня. Помню Трофима Денисовича и по другим техническим предложениям, но уже на строительстве Зуевской ГРЭС. Однажды ночью начальника Зуевской ГРЭС Альперовича разбудил пронзительный телефонный звонок.

Оказывается, одна из фаз трансформатора 60 MB-А, прибывшего по заказу из Швейцарии в Одесский порт, «застряла» где-то около станции Удачная Южной железной дороги. И не только застряла.