Расстановка оборудования

Чтобы обеспечить правильное положение учащихся за партами во время урока, оставить свободный проход между партами или столами, предотвратить близкое соприкосновение с наружными стенами, необходимо знать основные расстояния между отдельными элементами оборудования класса и окружающими стенами. Эти данные приведены в таблице, пользуясь которой, можно правильно расположить оборудование. Приведенные размеры установлены врачами-гигиенистами и педагогами по результатам обследования школьных зданий с различной расстановкой оборудования, с учетом размеров тела детей и возможности прохода по классу учителя.

Один из наиболее важных моментов при расстановке оборудования — это соблюдение правильного расстояния между первым рядом парт и классной доской, так как при сокращении этого расстояния менее чем до 2 м учащиеся при наблюдении за доской вынуждены сидеть с запрокинутой головой, а находящиеся на крайних местах первого ряда парт будут наблюдать за доской под углом зрения меньшим, чем это допустимо.

Установлено, что угол зрения (т. е. угол между стеной и прямой, соединяющей глаз учащегося с удаленной кромкой доски) должен быть не менее 30-32°. При меньшем угле зрения ученик будет повертываться на парте, принимая неудобную и вредную для неокрепшего скелета позу, и видеть изображение на доске в несколько искаженном виде. Нужно иметь в виду, что при расстоянии от первого ряда парт до доски 2 м длина доски не должна превышать 3 м. При доске длиной 4 м требуется увеличить это расстояние до 2,5 м (по данным Института гигиены детей и подростков АМН СССР).

Специализированные учебные помещения (лаборатории) должны иметь некоторое дополнительное оборудование, которое размещается в самом кабинете или в лаборантской комнате.