Строительство каскада

Ознакомиться с работой ГЭС в условиях эксплуатации, со всем комплексом сооружений, который образно можно было бы назвать энциклопедией гидротехники, приехал проф. И. В. Егиазаров. Участник разработки эскизного проекта гидростанции на Свири, Иван Васильевич дал важные рекомендации, как улучшить эксплуатацию ГЭС, избавиться от некоторых возможных неприятностей.

Однако того, что произошло, никто предусмотреть не мог. Зимой на Кабардино-Балкарию обрушились сильнейшие морозы.

Началось шугообразование.

На головной узел шуга поступала наиболее интенсивно.

Мы стали пропускать ее через шутосброс системы Сенкова и отстойники. Но эти меры оказались неэффективными.

Для освобождения от шути деривационного канала и напорного бассейна нами была изготовлена шуготаска.

Однако и она не помогла.

Постепенно ГЭС сбросила нагрузку и остался в работе лишь агрегат собственных нужд.

Стали раздаваться тревожные звонки, летели призывные телеграммы из Нальчика, с электрифицированного участка железной дороги Минеральные Воды — Кисловодск, из городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, которые питались от нас. Через четыре мучительных для всех нас дня, когда на станции были забиты шугой уже и канал, и водозабор, вдруг наступило резкое потепление.

Однако мы не спешили радоваться, для нас это обещало новые неприятности — ледоход в деривационном канале. — Какая вам необходима помощь, чтобы восстановить подачу энергии на электрифицированный участок?

— позвонил начальник Северо-Кавказской железной дороги, ныне министр путей сообщения Б. П. Бещев. — Пришлите побольше рабочих.

Наверное, еще никогда раньше берега своенравной реки не видели столько людей.

В путейских бушлатах, в горских чапанах и папахах они приехали, пришли из ближайших колхозов. Вооруженные кирками, лопатами, ломами, они начали крошить и разгребать лед, очищая канал для пропуска чистой воды.

Станция начала давать ток.