Домашний арест

Выбор пал на генерала И. Антонеску. Кадровый офицер, он проявил себя еще при подавлении крестьянского восстания в 1907 г., впоследствии «отличился» как активный участник борьбы против Советской власти в Бессарабии в 1918 г. и против венгерской революции в 1919 г. Человек «твердой руки», властный и честолюбивый, он слыл в кругах румынских правящих классов «истинным патриотом» и борцом за дело «Великой Румынии», которой он отводил роль «плотины» на пути «революционного вала большевизма».

Еще в начале июля 1940 г. Антонеску сам потребовал на аудиенции у Кароля передать ему власть, обещая спасти «монархию, порядок и границы» страны. Но для этого он требовал «заменить всю систему и поменять людей» у кормила власти, а главное — твердо и окончательно встать на сторону Германии.

В то время Кароль отправил генерала Антонеску под домашний арест в монастырь Бистрица.

А два месяца спустя, в сентябре 1940 г., этот генерал с репутацией «борца против королевской диктатуры» и «человека Гитлера» пригодился господствующим классам Румынии.

При активном вмешательстве гитлеровских эмиссаров Кароль назначил И. Антонеску премьер-министром, а сам отрекся от престола в пользу своего 19-летнего сына Михая и покинул страну.

Последняя страница в истории королевской диктатуры открывает новый период военно-легионерского режима, вождем которого стал И. Антонеску, а его опорой — вновь вышедшая на арену «Железная гвардия».

7 сентября 1940 г. в своей первой программной речи Антонеску заявил, что в скором времени Румыния призвана будет участвовать в войне против СССР и на этом пути пойдет с державами «оси» до конца.

Коммунистическая партия разоблачила преступный характер программы Антонеску, указывая, что новая диктатура «готова к тому, чтобы сыграть роль аванпоста возможных антисоветских военных провокаций». Через неделю было сформировано первое правительство, большинство постов в котором принадлежало легионерам.

В этот день, 14 сентября, Румыния была объявлена, И. Антонеску провозглашался «кондукэторулом» (вождем, фюрером) и «главой легионерского режима», а главарь «Железной гвардии» X.