Наследники власти

Дети большинства высокопоставленных россиян, публично презирающих ценности «загнивающего Запада», именно там живут и учатся. Наследников за границу отправил Владимир Путин и тысячи его соратников

Политический бомонд России активно клеймит «разлагающийся Запад» и при этом выкладывает сотни тысяч евро за учебу своих отпрысков за рубежом. Дети высокопоставленного российского чиновника, которые живут и учатся в России,- редкое исключение из правила. Более того: по обыкновению, закончив учебу, дети власть имущих не спешат возвращаться на родину, а остаются жить и работать в западных странах.

К примеру, дочь практически бессменного министра иностранных дел Сергея Лаврова, не упускающего случая раскритиковать Америку, предпочла родным вузам престижный Колумбийский университет в Нью-Йорке и возвращаться на родину не спешит.

Депутат Госдумы от Коммунистической партии Алексей Воронцов критикует капиталистические ценности и одновременно мирится с тем, что его дочь учится и живет в Милане. А экс-министр образования РФ Андрей Фурсенко не стал испытывать на родных детях внедренную им же систему единого госэкзамена и отправил их учиться за рубеж. Затем его сын остался на ПМЖ в США.

Сын российского премьера Дмитрия Медведева Илья — как и отец, большой любитель гаджетов и всевозможных высоких технологий — точно знает, где находится мозг Кремниевой долины. Так, в одном из интервью он признался, что хочет продолжить обучение в Массачусетском технологическом институте, на данный момент признанном экспертами лучшим вузом в мире.

При этом, по сообщениям российских СМИ, дети самого президента Владимира Путина давно распрощались с родиной. Пресса пишет, что старшая дочь хозяина Кремля живет в голландском городке Ворсхотен, а младшая вышла замуж и эмигрировала на родину мужа, в Южную Корею.

Впрочем, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков эту информацию опровергает.

Российский политтехнолог Андрей Окара называет опровержение предсказуемым и подчеркивает: местонахождение детей президента является крупнейшей гостайной в современной России.

По подсчетам российской прессы, полный список детей чиновников РФ, которые предпочитают родине заграницу, идет на тысячи.

Большая часть политической и бизнес-элиты не ассоциирует себя и свои семьи с Россией в долгосрочной перспективе — это лишь «ресурс для потрошения и личного обогащения», комментирует ситуацию Окара.

«То, что эти люди не связывают свое будущее с Россией, можно определить по их жизненным стратегиям: где учатся, живут и занимаются бизнесом их взрослые дети. Где живут их жены и маленькие дети. Где есть недвижимость и банковские счета»,- перечисляет аналитик.

 

Детки из клетки

То, что дети российских чиновников предпочитают Евросоюз, бросилось в глаза и одному из лидеров российской оппозиции — блогеру Алексею Навальному. Он считает, что пламенные патриотичные речи вице-спикера Госдумы Сергея Железняка плохо сопоставимы с записями его дочери в социальной сети.

«Здравствуй, милый Лондон! — пишет юная Анастасия Железняк, студентка Queen Mary University.- Прощай, добрая старая Москва!»

Также Навальный отмечает, что стоимость обучения другой дочери чиновника в Швейцарии намного выше его официальных доходов.

В ответ на замечания Навального вице-спикер разразился полным негодования постом в социальной сети Facebook. Ничего плохого и непатриотичного в том, что дочери учатся за границей, он не видит — мол, вернутся в Россию и будут полезны стране. А деньги на обучение детей он заработал на должности управляющего директора крупной компании, которую покинул ради государственной службы.

«Надо уметь отделять настоящий патриотизм от «квасного»,- пишет Железняк.- Патриотизм не в том, чтобы ходить в лаптях, плести лозу, слушать только балалайку и покупать со слезой на глазах некачественные товары, произведенные по соседству. Истинный патриотизм в том, чтобы реализовывать себя в стране и на благо страны».

Впрочем, тирада чиновника не нашла понимания среди его соотечественников, наоборот — вызвала шквал критики. «Дети депутатов должны учиться в России, а не шляться по тлетворным Западам!» — так сформулировал в отношении Железняка свою точку зрения, сходную с тысячами других, пользователь интернета Максим Верещак.

А россиянка Дарья Будаева в комментарии предложила принять закон, обязывающий депутатов проводить старость в российских домах престарелых и запретить им выезд на заграничные курорты.

Наученные горьким опытом Железняка и стремящиеся избежать народного гнева, российские чиновники проявляют изобретательность, объясняя, почему решили отправить своих отпрысков за рубеж. К примеру, губернатор Кировской области Никита Белых пояснил учебу сына в престижной лондонской школе тем, что в Кирове юношу воспринимали бы как сына губернатора, и это испортило бы его характер.

В России, сожалеет Белых, нет полноценных школ-интернатов — за исключением учреждений для социально незащищенных детей,- которые обеспечивали бы комплексное развитие и воспитание ребенка. Поэтому губернатору ничего не оставалось, кроме как отправить сына в престижную школу-пансион в Англии.

Лицемерие власть имущих раздражает общественность. Так, сын председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, являющейся активным борцом с гомосексуализмом в России, а также усыновлением российских детей иностранцами, живет и работает в Бельгии. А в этой стране давно разрешены однополые браки, замечают небезразличные россияне.

«Как там насчет растлевающего влияния извращенцев? Может, домой? Маме помогать детей-сирот убивать?» — задает риторические вопросы в Facebook российский предприниматель и публицист Альфред Кох.

Бывшие российские государственные деятели также стараются без шума устроить свои семьи за рубежом. К примеру, дочь экс-спикера Бориса Грызлова недавно получила эстонское гражданство и живет в Таллине. Да и сами чиновники, оказавшись на пенсии, предпочитают проводить старость в теплых и укромных уголках Евросоюза. К примеру, бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов подыскал себе имение на юге Франции в местечке Лангедок и даже успел воодушевленно воскликнуть в соцсетях, что там нет русских.

 

Национализация элиты

Раньше целью российской верхушки была передача обретенной в 1990-2000-х собственности по наследству, создание так называемой потомственной аристократии, рассуждает в беседе в НВ Андрей Пионтковский, известный российский политолог, академик Международной академии информационных процессов и технологий. Теперь же чиновники готовят себе и своим семьям настоящие плацдармы за рубежом.

В то же время эксперты констатируют обратную тенденцию: в последнее время Путин пытается исправить ситуацию с массовым выездом детей и активов за рубеж и «привязать» политэлиту к родине. Аналитики даже шутят, что Путин в этом вопросе — союзник Запада, ведь в данном вопросе президенту на руку санкции Запада в отношении российских чиновников, «перекрывающие» для них шлагбаум в Европу и США, а также замораживающие их зарубежные счета.

Запад также рискует понести огромные экономические убытки из-за собственных санкций по отношению к России и ухудшения связей с ней, замечает Окара. Однако на кон поставлено намного больше, чем упущенные выгоды, недополученные доходы либо прямые убытки — на кону вся система международного права, международных отношений, весь фундамент современной цивилизации.

Поэтому Запад может пожертвовать российскими студентамимажорами в обмен на сохранение всей системы существования современной цивилизации, полагает аналитик.

Приблизительно два года назад в России начался процесс, который принято называть национализацией элиты, говорит Павел Салин, директор российского Центра политологических исследований Финансового университета. В Госдуме летом 2012 года даже подготовили законопроект, запрещающий детям госслужащих получать образование за пределами страны, однако пока закон так и не принят.

Салин говорит о том, что если ранее процесс национализации элиты происходил в основном на словах, то крымские события кардинально изменили ситуацию, и он получил новый, куда более мощный виток. Сейчас, после обострения отношений с Западом, когда стало ясно, что интересы российской элиты за рубежом — это ее ахиллесова пята, начался так называемый процесс переориентации.

«Это не быстрый процесс. Понятно, что если ребенок учится за рубежом, то за два месяца его оттуда не заберешь»,- говорит аналитик.

Сегодня представители российской элиты заняты тем, что спешно выводят активы с Запада, считает Салин,- по крайней мере, из тех офшоров, которые могут подпасть под санкции. Отчасти на них оказывают давление высшие власти, которые понимают, что фактически они имеют дело с потенциальной пятой колонной. И если ранее с таким положением дел можно было мириться, то сейчас это становится невозможным.

«Делай так, чтоб твои базовые интересы находились в России, иначе ты выпадешь из обоймы, выпадешь из элиты»,- озвучивает Салин основной месседж Путина российским чиновникам.