Реформатор Грузии Каха Бендукидзе об Украине

Главный реформатор Грузии Каха Бендукидзе не видит для Украины третьего пути: либо страна, так же как его родина, проведет масштабные реформы, либо перестанет существовать

Киев знаменитый грузинский экономист-революционер Каха Бендукидзе приехал на несколько дней. Жесткий график — совещание в Минэкономразвития, лекция в Киевской школе экономики, встречи с представителями министерств и политиками — едва позволяет найти время для интервью. Когда же НВ все-таки удается втиснуться в плотный график грузинского реформатора, во время беседы у него постоянно звонит телефон. Бендукидзе, извиняясь, отвечает на звонки и смс, тем не менее не теряя нить разговора.

Он — один из авторов экономических реформ, осуществленных при президенте Михаиле Саакашвили. За четыре года, которые он занимал пост министра по координации экономических реформ, Грузия, по признанию Всемирного банка, стала самой реформируемой страной в мире.

Теперь рекомендаций Бендукидзе ждет Украина: он стал советником Петра Порошенко и Виталия Кличко, а также входит в консультационный совет при Министерстве экономического развития и торговли.

А пока в разговоре с НВ Бендукидзе предлагает смелые и радикальные решения, которые, по его мнению, просто обязана предпринять Украина. Причем экономист настаивает: проведение экономических реформ, изолированное от реформ силовых структур и судебной системы,- бессмысленно. В этом он непоколебим.

Украине необходимо радикальное дерегулирование и дебюрократизация — с этим мнением согласны все члены совета при Минэкономразвития, куда, помимо меня, входят еще двое ученых из Канады и двое из США. Упрощение условий ведения бизнеса и снижение уровня коррупции даст толчок для развития экономики.

Второе — это налоги. Необходимо реформировать кодекс, оставив всего пять-шесть налогов. Безусловно, в этом случае государству придется снизить расходы, но без этого вам все равно не обойтись.

Эти два шага дадут быстрые результаты. Мы обсуждали и другие вопросы — например, реформу судебной системы, которая чрезвычайно важна для экономики. Но ее невозможно провести за полгода или даже год.

Судебную систему нужно лишить суверенитета. Дело в том, что, даже если завтра ваша судебная система станет лучшей в мире, в это все равно никто не поверит. Чтобы украинская экономика росла, нужно привлечь около $10 млрд иностранных инвестиций. А это возможно только в том случае, если инвесторы смогут решать потенциальные споры в судах, которым они доверяют.

Идеальное решение для Украины — стать частью Британского Содружества, сделав наивысшей инстанцией Королевский суд Лондона. Это двухступенчатая система, которая замыкается не на Верховном суде Украины, а на автономном суде. Для этого можно создать специальные зоны, где будут действовать суды, не подотчетные судебной системе Украины.

Этот подход уже применялся во времена Магдебургского права. Вы могли смело приходить в город, зная, что независимо от прихоти местного короля имеете право судиться в магистратском суде Магдебурга. Современная Украина могла бы использовать этот опыт.

Такой подход применяется в странах Британского Содружества, а также действовал в Сингапуре — в течение 20 лет после обретения независимости там признавалось верховенство британского Королевского суда. Мы хотели создать подобие магдебургской модели и в Грузии, но после выборов эта идея пока не реализуется.

Кроме того, такую модель пытаются сейчас внедрить в Гондурасе — это часть предвыборной программы их нового президента, победившего на выборах в ноябре прошлого года. В законодательство Гондураса уже внесены изменения, создан независимый совет, в состав которого вхожу и я. Думаю, что в следующем году появятся первые результаты.

На первом этапе реформы полиции в Грузии мы сменили 80% штата и пригласили совершенно обычных людей. Представление, что полицейские должны иметь специальное образование,- это пережиток советского прошлого. Правоохранителем может стать каждый — желательно, чтобы он был физически сильным, но даже это необязательно.

Опыт показывает, что создавать новые правоохранительные органы правильнее. Я недавно беседовал с бывшим генпрокурором Грузии, который признался, что надо было так поступить и с Генпрокуратурой — просто взять и создать новую.

Это должно сработать и в Украине. Все народы одинаково хороши или плохи. Нет такого, что, мол, эта страна проклятая, и у нее ничего не получится, а вот у этой все будет хорошо. Просто все находятся на разных стадиях развития, но в этом случае между Украиной и Грузией нет большой разницы — мы все родом из СССР.

Грузия, как и Украина, пережила войну с Россией. И я хочу сказать, что мы восстановились довольно быстро. После войны, а она совпала с мировым кризисом, ВВП Грузии в 2009 году уменьшился на 3,9%. Для сравнения: в России — на 8%, Армении — на 11%. Просто наша экономика была уже существенно реформирована, и мы смогли резко взять старт.

Мы не принимали антиэкономических решений — не проводили национализацию, не вводили новых запретов. Более того, мы провели еще один этап налоговой реформы, снизив подоходный налог с 25% до 20%.

Плюс нам была предоставлена существенная международная помощь — $4 млрд в виде кредитов, инвестиций и бюджетной помощи.

Думаю, что интерес международного сообщества к Украине даже выше: вы больше и находитесь в важном месте. Поэтому, умело используя международную помощь, дерегулируя экономику и снижая налоги, вы можете добиться гораздо большего успеха.

Не уверен, что беспорядки на востоке Украины закончатся после выборов. С чего б им заканчиваться? У вас армия есть? А военная контрразведка? А разведуправление? У вас не хватит ресурсов находиться в таком состоянии долго, поэтому вам нужны радикальные реформы.

Я надеюсь, что Порошенко удастся провести реформы. У него нет выбора. Либо вы проведете реформы, либо не будет такого государства, как Украина. Надеюсь, что Украина это понимает.