Леопард выходит к людям. Stels ATV 600Y

Новая суть в знакомом облике

Новинки? Искушенные в квадротехнике люди, вероятно, затаили скептическую улыбку, полагая, что перед нами не что иное, как давно всем известный слегка перелицованный HiSun родом с Тайваня. Наше мнение, что Stels ATV 600Y, получивший собственное звучное имя Leopard, — это все же действительно новая модель, хотя за основу и правда взят HiSun.

Самое главное отличие от тайваньского образца заключается в двигателе. На «Леопарде» стоит 594-кубовый одноцилиндровый двигатель, в котором нет ни одной китайской детали. Это важная информация для тех, кто относится к «китаю» со стойким предубеждением, которое в случае с квадриками зачастую оправдывается: к нам везут не лучшие образцы. Более того, «Веломоторс» избавил себя от не менее сомнительной китайской сборки, организовав сборку мотора на собственном производстве в России.

Возможно, наши мастера тоже далеко не ангелы, но тут хоть можно постоянно мониторить качество сборки, оперативно вмешаться в ситуацию, если что-то пойдет не так. В случае же экспорта готового изделия дефект порой всплывает слишком поздно, когда техника уже разошлась по потребителям. В очень близкой перспективе — самостоятельное изготовление комплектующих для двигателя. Мне приходилось не раз бывать на заводе в Жуковке, и могу уверенно утверждать, что так и будет, весь необходимый потенциал для этого существует.

Что же касается всего остального, что есть на квадроцикле, то многое уже производится у нас. Полностью наша рама, рычаги подвески, у нас формуют пластик облицовок, выдувают и обшивают сиденья. Разумеется, часть комплектующих закупают, но только у известных, хорошо зарекомендовавших себя поставщиков. Например, передний и задний редукторы марки IMKL, «приборка» от компании Koso. Квадрик в штатном исполнении укомплектован 26-дюймовыми колесами налитых дисках с шинами Wanda. Грунтозацепы такой высоты, какую можно встретить на резине, приобретаемой уже прожженными квадроциклистами, желающими погрузиться в оффроуд по максимуму. А тут прямо с завода получаешь шины с высокими сцепными свойствами в грязи. Лебедку тоже не понадобится приобретать отдельно, она входит в базовую и единственную комплектацию. Выглядит весь этот набор деталей и аксессуаров заманчиво, за 190 тысяч рублей (рекомендованная заводом цена) все это хочется тут же купить. Однако как это все работает — как Leopard бегает?

 

Parking не для паркинга

«Кошки», отмытые и наглаженные, ждут нас во дворе гостиницы. Сажусь, включаю зажигание. «Приборка» вспыхивает всеми огнями, проводя тестирование системы, потом переходит в рабочий режим. Дисплей вполне информативен, все, что нужно, на нем есть: спидометр, одометр, один счетчик суточного пробега, цифровой тахометр, вместо показаний которого можно вывести на экран показания часов или моточасов. Настораживает, что шкала указателя уровня топлива в баке заполнена наполовину. Путь-то предстоит длинный да по горам — что же не заправили полностью технику?! Но нет — бензина под пробку. Просто указатель такой, и на машинах моих коллег та же картина. Мелочь, в общем-то, но немного досадно, что не все еще доведено до ума. Тут же звучит обещание от представителей завода разобраться и исправить дефект.

Рычажок обогатителя на левой рукоятке руля однозначно говорит о том, что мотор карбюраторный. Не современно? Возможно. Однако квадрики этой бюджетной ценовой категории будут, наверное, покупать те, кто не избалован сервисом, проживает вдали от крупных городов, при обслуживании и ремонте техники привык рассчитывать прежде всего на себя. Карбюраторный мотор в таком случае предпочтительнее модного «инжектора».

Нажимаю клавишу стартера — в ответ тишина. Надо сказать, у квадриков такое случается часто, у каждой модели свой алгоритм запуска. Одни заводятся всегда, другие требуют нажатия на тормоз, на третьих надо включить нейтральную передачу. Неискушенный пользователь часто путается — на автомобиле все проще. Жму на тормоз, но стартер все равно не отзывается. Оказывается, требуется как раз последнее — перевести рычаг трансмиссии в положение нейтральной передачи. Неужели только так?! Это же катастрофа: когда трансмиссия стоит в натяг, передачу при заглушённом моторе переключить проблематично, это мы проходили на тесте квадрика одной известной марки. Я, было, уже сильно огорчился по этому поводу, но тут выяснилось, что не все так печально: мотор можно завести и на передаче, если включен ручной тормоз. Забегая вперед, отметим, что со своей прямой обязанностью тормозить квадроцикл на стоянке — он справляется плохо.

Возможно, надо подрегулировать тросовый привод заднего тормозного механизма (тормоз трансмиссионный, дисковый), но по моему опыту «ручник» такого типа вообще не слишком эффективен. На квадрике он — не предмет первой необходимости, поэтому прощаю. Итак, в данном случае рычаг с надписью Parking на руле стоит воспринимать как «включатель стартера». Все им пользовались во время нашего теста исключительно для того, чтобы пускать мотор, не выключая передачу.

 

Поджаривая ногу

Когда квадрик находится на ровной площадке, трансмиссия не нагружена, коробка переключается легко. Кто-то из коллег жаловался на то, что испытывает сложности с включением понижающей передачи. На моем экземпляре такого не было, но допускаю, что индивидуальные особенности, связанные с настройкой системы переключения, могут иметь место. В этом случае надо разобраться с тягой, идущей от рычага к валику коробки. Реверс включается тоже легко, правда, нужно что есть сил нажать на педаль тормоза под правой ногой, иначе блокировка системы не даст включить задний ход.

Первые километры — ощущения самые положительные. Чувствую под собой собранный, не расхлябанный аппарат, четко исполняющий все мои команды, адекватно реагирующий на то, что творится под колесами. Словом — приятно ехать! Единственное — некоторый дискомфорт испытывает правая нога: кожух вариатора слишком сильно выпирает из чрева машины, занимая собой часть площадки для ноги. Приходится отодвигать ступню в сторону. Вообще, площадки вроде как достаточно широкие, но ступеньки сзади, под пассажира, не дают простора ногам водителя. Посадка же кажется немного разлапистой — сиденье широко. Это сразу наводит на мысль, и позже она подтверждается: Stels ATV 600Y — это сугубо утилитарный аппарат, для динамичной спортивной езды подходящий мало. Свешиваться вправо или влево при прохождении поворотов на скорости здесь неудобно. А еще я опасался за правую штанину — как бы не загорелась. Справа как раз проходит приемная труба глушителя, и она нагревается так, что жар так и пышет в правую ногу. В жару это раздражает, но в холод это даже приятно. Говорят, конструкторы уже продумывают защитный щиток, уменьшающий отдачу тепла на правый борт машины.

 

Серьезное испытание

Поехали в Крым… а на море и не побывали! Признаться, хотелось окунуться в соленые воды, но все же не отдыхать поехали, а технику тестировать. И для наших «Леопардов» испытания оказались серьезными: в сильную жару лазить по горам, по каменистым осыпям, когда и от мотора, и от ходовой части требуется максимум того, на что они способны. Порадовало, что система охлаждения не преподнесла никаких сюрпризов. Кстати, радиатор находится глубоко за «форштевнем» (передок «Стелса» несколько напоминает нос корабля), и есть шанс, что он не будет быстро залепляться грязью, если носиться по лужам. Надо будет проверить это при длительном тесте модели, который начнется в самое ближайшее время, и с результатами коего мы будем регулярно знакомить наших читателей. При долгой езде все же ощущаешь, что подвеска жестковата, и вообще вся машина немного тяжела в управлении, особенно если гнать. Наверное, во время трофи это доставит определенные неудобства, но при обычной, «утилитарной» езде с этим вполне можно мириться. Главное, что квадрик уверенно справляется со всеми испытаниями, а еще более важно то, что ни один из восьми «Леопардов» не проявил ни малейших признаков недомогания за180 км, пройденных по горным дорогам и тропам Крыма. Надежность техники с азиатской родословной на устах у всех, кто интересуется миром ATV, и наш тест-драйв наглядным примером показал, что этот больной вопрос «Стелсу» удалось разрешить. Конечно,180 км- это мало, будем ездить еще, чтобы постараться выявить все возможные огрехи конструкции и сборки, но первый опыт внушает оптимизм. Кстати, квадрики сопровождения нашей небольшой колонны, те же «Леопарды», прибыли на полуостров из Москвы своим ходом. Разумеется, длинные перегоны по асфальту они проделали на грузовике, но СУ в различных областях по пути следования на Юг прошли сполна и тоже свое здоровье не растратили.

Пожалуй, единственное, что насторожило, -расход топлива. К указателям уровня бензина, живущим своей жизнью, мы быстро привыкли. Значок перехода на резервное питание загорался на дисплеях Koso задолго до реального риска осушить бак, но все же нельзя сказать, что оставшийся запас топлива не тревожил после прохождения полусотни километров.

Конечно, квадроцикл — техника в принципе далеко не экономичная, но, похоже, Stels ATV 600Y это подтверждает уж слишком красноречиво. Впрочем, опять-таки окончательную ясность в это внесет длительный тест. Возможно, сказывается емкость бака всего в17 л- надо бы побольше.

 

Вверх по камням

Я похвалил мощные грунтозацепы шин Wanda, но для камней, коими изобилуют местные дороги в горах, наверное, нужны другие колеса. Точечное сцепление с опорной поверхностью не позволяет использовать всю тягу, развиваемую двигателем, — все четыре колеса буксуют на особо крутых подъемах, «Леопард» прыгает, словно оправдывая свое название, но вперед не едет.

Кстати, режим 4WD Lock тут есть, но я им не пользовался, может, и напрасно, но хотелось сохранить приемлемую управляемость. Тем не менее в итоге вся наша команда оказалась на вершине Ай-Петри, хотя временами душа уходила в пятки, когда колеса начинали выбрасывать камни из-под колес, буксовали, но вид пропасти справа заставлял давить на газ. И «Леопарды» забрались таки наверх. Причем никто не повредил «лапу» об острые камни, все шины остались целыми, что редкость при прохождении таких дорог.

Вниз летели во весь опор, подгоняемые пронизывающим холодным ветром с дождем. Плохи шутки с горами: полчаса назад было пекло, изнывали от жары, и вдруг такая резкая смена погоды! А если вдруг сломается квадрик — без теплой одежды (а ее у нас нет) тут погибнешь. Не подведите, «Леопардики». И в который раз не подвели! Несколько раз ждал удара защиты о камни, пропускаемые между колес, но320 ммдорожного просвета спасали. Немногие квадрики могут похвастать таким клиренсом, но наша «кошка» вышла даже более поджарой, чем американская.

С «Леопардом» за два дня знакомства я сдружился крепко. Было даже жалко улетать, хотелось взять его с собой домой. Но этого «зверя» мне пообещали. Надеюсь, мы еще поживем вместе, и тогда уж характер моего подопечного раскроется полностью.