Tesla Model S

В 2008 году в одном из автомобильных журналов я узнал о существовании Tesla. Помню мысль: если кто-то и способен взорвать автоиндустрию, то это только парни из Кремниевой долины. Но дальше этого не пошло — долгое время особо не интересовался ни компанией, ни модельным рядом, ни даже курсом акций (о чем очень жалею сейчас). Осенью 2012 года в Вегасе увидел Model S, который стоял у входа казино в окружении «астон мартинов» и «бугатти». Был поражен, но мысли о покупке не возникло, автомобиль был совершенно из другой жизни. В мае 2013 года я на нем прокатился и сразу же влюбился. Управление динамикой идеальное. Как нажал на газ — так машина и поехала. Ни оборотов двигателя, ни переключений передач — ничего этого нет. Абсолютная плавность. Никакого сравнения ни с одним другим автомобилем. Все в почти полной тишине, никакого звука мотора. Только ветер немного слышно и шины шелестят. Полное ощущение автомобильного симулятора. В довесок огромный айпад на передней панели, на котором замечательно смотрятся Google Maps.

Стал выяснять, как купить, как привезти в Россию, как и где заряжать. Оказалось, что ничего принципиально невозможного нет. Проблем с покупкой не возникло. Теперь машину эксплуатирую ежедневно, зиму тоже полностью отъездил, даже при морозах -25 проблем не возникло. Главное, что нужно иметь для нормальной эксплуатации Tesla, — выделенную электрическую мощность в городском паркинге или в загородном доме, где планируешь поставить машину на зарядку. Еще желательно иметь зарядку в офисе, но де-факто я ею не пользуюсь (хватает запаса энергии, полученного за ночь). Единственное «но» — далеко от Москвы не уедешь. Но я и не езжу, мой максимум — 50-70 кмот МКАД. Еще немного разочаровал салон. Качество пластика, кожи, профиль сидений могли бы быть и лучше. Особенно заметно, когда пересаживаешься в Tesla с BMW или Mercedes. Раздражает и практически полное отсутствие мест для мелочовки (ни карманов в дверях, ни сеток позади сидений — ничего нет). Правда, «разочаровал», наверное, слишком сильное слово. Просто могло бы быть и лучше.

Машина не ломалась ни разу и, судя по американской статистике, сломается очень нескоро. Каких-то ярко выраженных болезней у Tesla нет, к счастью. И ближайшие регламентные работы (замена колодок) нескоро, примерно на50 000 км. Что для меня очень хорошо, потому что сервиса в России пока не существует. Все потенциальные неисправности придется чинить «на коленке» или отправлять автомобиль на автовозе в ближайший сервис в Европе. Сейчас самому приходится заниматься, чтобы хоть какой-то квалифицированный сервис организовать в России.

Мое знакомство с Fisker началось с инвестиций в Fisker Automotive, я считал, что из нее могла вырасти вторая Tesla, которая сейчас стоит $30 млрд. А саму машину я купил в 2011 году на благотворительном аукционе в Лондоне, решил, что, если вложился в компанию, надо вложиться и в товар. Заплатил раза в полтора дороже ее стоимости, но зато познакомился с основателем компании Хенриком Фискером, он тоже был на аукционе. Еще одну такую же машину купил в 2012 году, сейчас на ней катается мой сын в Лос-Анджелесе. Не знаю, насколько перспективна концепция Фискера, но мне понравилась именно идея двух двигателей. Электрический используешь в городе, где ежедневный пробег — 50-60 кмв день, на загородных трассах включаешь мощный бензиновый двигатель. Для зарядки нужна обычная розетка, за шесть часов автомобиль полностью заряжается.

Один из моих знакомых, дилер и владелец автосервиса спортивных автомобилей в Швейцарии, когда познакомился с «кармой», сказал, что ненадежнее автомобиля он не встречал, но за весь период эксплуатации с нашими «кармами» особых технических проблем не было. Единственная неприятность произошла, когда машина простояла несколько месяцев в Риге без подзарядки батареи для бортового компьютера — я про него и знать не знал, был уверен, что зарядки требует только основной аккумулятор. Но в итоге машину реанимировали и завели.

На «карме» расход топлива даже по горным дорогам получается примерно6 лна100 кмпри двигателе мощностью более400 л. с. — это очень достойный результат.

На Fisker Karma я езжу в Европе (в Москве меня вполне удовлетворяет Jaguar 1993 года), на дороге ведет себя прекрасно, управлять — одно удовольствие. Из-за большого веса (машина весит почти 2 т) в поворотах очень устойчива. Как инвестор на Fisker Automotive я деньги потерял, а вот продуктом этой компании доволен.

В 2011 году я узнал, что Mitsubishi Motors работает над созданием подзаряжаемого гибрида, а в конце 2012 года мне удалось на одном из них поездить. Честно говоря, машина была далеко не совершенна — PHEV был «одет» в старый кузов Outlander, компоненты электропривода раскиданы по всему салону. Первый «товарный» Outlander PHEV в России появился весной 2013 года, тогда же я на нем и покатался. Сразу понравились две вещи. Во-первых, очень хорошо настроенный электропривод и взаимодействие с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В отличие, например, от Chevrolet Volt, включение ДВС в Outlander PHEV и его работа практически не ощущаются. Во-вторых, очень неплохие динамические характеристики для своего класса. Я тестировал машину неделю. Outlander PHEV — это по-прежнему большой кроссовер, полезным пространством и объемом багажника автомобиль мало отличается от бензиновых версий. Большой плюс схемы подзаряжаемого гибрида в городской эксплуатации: практически 100% времени можно ездить на электричестве (реальный пробег — 30-40 кмна зарядке), но если нужно поехать далеко или по какой-то причине нет возможности электрической зарядки, то всегда есть ДВС, который и отвезет, и батарею при необходимости зарядит. При этом даже в таком режиме Outlander потребляет топлива как обычный неподключаемый гибрид. Разочаровывает только скорость выхода новинки на российский рынок. То, что я тестировал в 2011 году, надеюсь получить из первой партии для России в августе 2014 года.