Рукописный «Сфинкс»

Эту загадочную книгу обнаружил библиофил и собиратель древних рукописей Вильфред Войнич. Кстати, он был мужем Этель Войнич — автора романа «Овод».

 

Случайная находка

В 1912 году Вильфред изучал коллекцию древних документов иезуитского колледжа во Фраскати, возле Рима. Неожиданно он наткнулся на древний манускрипт, написанный странным языком. В книге было около 240 страниц тонкого пергамента. Размеры страниц составляли 23,5 на16,2 сантиметра, толщина около5 сантиметров. На обложке не было никаких надписей или рисунков. Пробелы в нумерации страниц (которая, видимо, моложе самой книги) указывали на то, что некоторые страницы утеряны. Текст был написан птичьим пером, им же были выполнены иллюстрации, грубовато раскрашенные цветными красками. Они разделяли книгу на шесть частей, каждая из которых была посвящена определенному предмету. Первая, самая большая глава занимала практически половинутома и ныне известна как ботанический раздел. Каждая страница этой части содержала один, реже два рисунка с растениями и сопровождалась текстом, разделенным на несколько параграфов.

Следующая часть — астрономическая — содержала изображения Солнца, Луны и звезд. Далее шел так называемый биологический раздел, в котором помещались рисунки из области анатомии: каналы и трубки, напоминающие кровеносные сосуды, а также миниатюрные изображения обнаженных женщин. Четвертый раздел — космологический, в нем содержались загадочные круговые диаграммы непонятного назначения. Пятый раздел ныне назван фармацевтическим, поскольку в нем были изображены корни, листья и другие части растений, а кроме того — емкости с надписями, которые, возможно, были аптечными сосудами. Шестая, последняя часть — раздел рецептов — содержала несколько коротких параграфов, каждый был отмечен звездочкой. Эта глава могла быть также календарем. Книга заканчивалась страницей с ответами.

 

Учебник алхимика

У ученых, которые пытались определить возраст рукописи, была единственная «зацепка» — иллюстрации. В частности, одежды и убранство женщин, а также пара замков на диаграммах — все эти детали характерны для Европы XV-XVI веков.

Позже установили, что первым владельцем книги был император Рудольф II Богемский (1552-1612 годы), который, вероятно, купил ее примерно в 1586 году за 600 золотых дукатов (что на сегодняшний день составляет чуть больше 60 тысяч долларов) у неизвестного торговца. Некоторые считают, что это был Джон Ди, оккультист и астролог королевы Англии Елизаветы I.

Следующим владельцем книги, которого удалось установить, был алхимик по имени Георг Бареш. Он не смог перевести текст манускрипта и за загадочность назвал книгу сфинксом. Перед самой смертью, накануне 1662 года, он оставил библиотеку (и манускрипт в том числе) своему другу Иоганну Маркусу Mapци, в прошлом ректору Карлова университета в Праге.

В манускрипте сохранилось письмо, написанное латынью в 1666 году. Его автором был Марци, а письмо он адресовал в Рим немецкому ученому-иезуиту Атанасиусу Кирхеру, предлагая расшифровать манускрипт, который некогда принадлежал императору Рудольфу II. Далее Марци высказывал предположение, что автором манускрипта считают англичанина, монаха ордена францисканцев, философа Роджера Бэкона, жившего примерно в 1214-1294 годах. Однако из текста можно было сделать вывод, что сам Марци это убеждение не разделял.

Далее манускрипт перешел в собственность Папского григорианского университета в Риме, в библиотеке которого он, вероятно, хранился до тех пор, пока в 1870 году король Италии Виктор Эммануил II не захватил папское государство. Книгу перевезли в иезуитский колледж на виллу Мондрагоне, где ее и обнаружил Войнич.

 

Тайна письма

Было выдвинуто немало теорий относительно языка рукописи, ее происхождения и целей создания. Чаще всего в связи с этим упоминается имя Роджера Бэкона. Этого человека постоянно преследовали за его труды и научные открытия, поэтому он высказывался в пользу кодировки для сохранности данных. Войнич установил, что у доктора Джона Ди была большая коллекция работ Бэкона.

Гипотезу о том, что номера страниц на манускрипте проставил Ди, отвергают большинство исследователей его жизни и деятельности. Впрочем, не только в этом связь Ди с манускриптом не подкрепляется прямыми доказательствами: он не упоминал ни словом о книге в своих довольно подробных дневниках.

Купив книгу, Войнич сделал с нее фотокопию и передал криптографам, специалистам по древним языкам, астрономам и ботаникам, но те не смогли расшифровать загадочный язык манускрипта. Доктор Уильям Ромэйн Ньюболд из Университета штата Пенсильвания, специалист по средневековой философии и науке, в 1919 году начал анализ книги и решил, что разгадал код. Однако позднее его гипотеза была опровергнута.

Во время Второй мировой войны изучением манускрипта занялись британские и американские дешифровала щики.

В 1943 году нью-йоркский юрист Джозеф Мартин Фили опубликовал работу «Шифр Роджера Бэкона: настоящий ключ найден», в которой заявил, что Бэкон написал текст, используя сокращения слов средневековой латыни. Это предположение никто не принял всерьез. Специалисты по работам Бэкона, изучив манускрипт Войнича, отвергли его авторство.

В 1944 году монах-бенедиктинец, ботаник католического университета Хаф О’Нейл идентифицировал некоторые растения, изображенные в книге, в частности такие американские виды, как подсолнечник и красный перец. Это означало, что манускрипт должен датироваться не ранее чем 1493 годом, когда Колумб привез семена в Европу. Однако иллюстрации в манускрипте довольно нечеткие и ставят под сомнение выводы О’Нейла. Интересное предположение связано с именем капитана Прескотта Кариера, криптоаналитика Военно-морских сил США. Основываясь на статистических данных при анализе текста, он установил, что манускрипт написан двумя стилями, названными им различными языками. Кариер обозначил их как А и В. В своем заключении он отмечал, что манускрипт был создан, по крайней мере, двумя людьми, хотя, возможно, его писал один человек, но в разное время.

Другой важный вывод был сделан после того, как текст проверили на соответствие так называемому закону Ципфа: он основан на частоте встречаемости слов по убыванию.

Как оказалось, текст манускрипта Войнича также подчиняется закону Ципфа. Этот результат стал аргументом в поддержку того, что манускрипт — это не тарабарщина, а действительно зашифрованное послание.

С появлением доступных вычислительных мощностей и переводом манускрипта в «машиночитаемый» вид исследования текста в основном сосредоточились на поиске статистических закономерностей между символами, частями слов, словами, словосочетаниями и их расположением в абзаце, на странице или в книге в целом. Несмотря на то, что было найдено множество таких закономерностей, значительных выводов на их основании сделано очень мало.

Устав биться «головой о стену», некоторые исследователи пришли к выводу, что манускрипт Войнича является подделкой, представляющей его как зашифрованный текст алхимика, хотя на самом деле никакого смысла в нем нет. Кое-кто даже считал, что книгу написал сам Войнич ради извлечения выгоды от продажи таинственной книги.

Но энтузиасты находили все новые подтверждения того, что рукопись все-таки обладает смыслом, но скрытым. И стало быть, обязана поддаться расшифровке. Например, Габриэль Ландини из Бирмингемского университета применил к рукописи своего рода спектральный анализ. Такой используют для обнаружения информации в неявных ее носителях — основаниях ДНК, музыкальных произведениях. Ученый продемонстрировал: некая информация точно имеется.

Общей точкой зрения на сегодня является теория о том, что, возможно, манускрипт написан в Центральной Европе в конце XV — начале  XVI века. Было выдвину- то предположение, что I книга рассказывает о средневековых лекарственных травах либо что это астрономический или астрологический трактат. Однако известные образцы таких работ все равно не похожи на манускрипт Войнича. Да и никто не стал бы использовать такой сложный, не поддающийся дешифровке текст,  если бы информация в нем не была либо очень опасной, либо особо секретной. Возможно, автор манускрипта Войнича действительно изобрел код, который невозможно взломать.