Военная техника. Есть порох в пороховницах

Не будем голословными. Подтверждением того, что мы тоже не черевиком борщ хлебаем, служат представленные в этой статье некоторые из многочисленных военных разработок чисто украинского происхождения.

 

Стальной буцефал

Самый известный образец военной техники отечественной разработки, это, конечно же, БТР-4, идущий на экспорт под звучным именем «Буцефал».Любого разбуди среди ночи и спроси: «Что это за бронетранспортер?», и он тебе наверняка сразу ответит: «Ну это тот, что Ираку продавали, а он то не стреляет, то вообще с трещинами». Все это, конечно, темы дискуссионные, тем более что продажа оружия за рубеж — материя тонкая, тут хлебом не корми, а дай чужое вооружение дискредитировать. Единственное, о чем можно говорить со стопроцентной уверенностью, что харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению им. А. А. Морозова на голом энтузиазме, без какой-либо поддержки со стороны государства буквально «на коленке» удалось создать принципиально новый бронетранспортер, впервые увидевший свет в 2006 году на выставке «Аэросвгг». Злые российские языки (а украинские успехи на рынке вооружений традиционно в РФ воспринимаются крайне болезненно) пытаются утверждать, что, мол, БТР-4 -это всего лишь развитие советской машины БТР-80. Но это от незнания: видимо, с БТР-3 перепутали (вот эта машина — действительно является модернизацией БТР-80).

БТР-4, принятый на вооружение украинской армии в июле 2012 года, — плавающий бронетранспортер, предназначенный для транспортировки мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Максимальная боевая масса — 17,5 т, с дополнительной бронезащитой — до 25 тонн. Экипаж — три человека (командир, водитель, стрелок), десант -до 9 человек. Дизельный двигатель мощностью500 л. с. обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 км/час, на плаву -10 км/час. Запас хода -690 километров. Боевая машина может работать при температурах за бортом от -40 °С до + 55 °С. «Родное» вооружение бронетранспортера — дистанционно управляемый боевой модуль «Парус», в состав которого входит 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы-5,5 км). При желании можно поставить и другие боевые модули. На настоящее время БТР-4 существует в четырех различных модификациях. Стоимость одной машины — $1,1-1,5 млн.

 

Оплот армии короля

Современный украинский основной боевой танк БМ «Оплот», разработанный харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А. А. Морозова (аббревиатура БМ — это не что иное, как «боевая машина») и принятый на вооружение ВС Украины в мае 2009 года, в отличие от БТР-4 чем-то супероригинальным назвать, к сожалению, нельзя.

Это — очень глубокая модернизация танка Т-84, который, в свою очередь, является плодом эволюционного развития Т-80. У новой машины весом 51 т (экипаж -три человека) существенно улучшены все основные параметры. Боевая мощь улучшена за счет использования новой цифровой системы управления огнем и тепловизионного прицела, которые обеспечивают круглосуточное и всепогодное прицеливание и стрельбу из 125-мм гладкоствольной пушки, спаренного и зенитного пулеметов КТ-7,62 и КТ-12,7. Отличительной особенностью БМ «Оплот» является наличие комплекса управляемого вооружения, позволяющего вести из пушки огонь управляемыми ракетами с лазерным наведением «Комбат». Этот ПТУР способен пробить броню на дистанции5 км, «прошив» предварительно динамическую защиту750 мм. Большие бортовые экраны (по ним БМ «Оплот» легко отличить визуально) обеспечивают дополнительную защиту от ручных противотанковых гранатометов. А встроенная динамическая защита «Дуплет» нового поколения запросто справляется с современными бронебойными снарядами и тандемными кумулятивными боеприпасами. Повышенную подвижность обеспечивает новый многотопливный (кстати, он одинаково прекрасно работает на бензине, керосине и дизтопливе) двигатель 6ТД-2Е мощностью1200 л. с, дизельная вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт, бортовой компьютер у механика-водителя и современная навигационная система. Танк способен передвигаться по пересеченной местности со скоростью 40-45 км/час (по шоссе -70 км/ч). Запас хода -400 километров. Еще в 2009 году вооруженные силы Украины должны были получить 10 «Оплотов» (по цене 29,5 млн грн за единицу). Но из-за недостатка финансирования поставка боевой машины на вооружение была приостановлена.

 

Впервые БМ «Оплот» (тогда он — существовал всего в одном экземпляре) был представлен за рубежом на X Международной выставке вооружений 1БЕХ-2011 в столице ОАЭ Абу-Даби. Это произошло в конце февраля. Но уже 1 сентября был подписан контракт с Королевской армией Таиланда на поставку ей 49 «Оплотов» (сумма контракта — $240 млн). Украинский танк победил в тендере, в котором участвовали южнокорейский К2 «Черная пантера», российский Т-90 и германский «Леопард 2».

 

Дозор казак

Еще одна разработка харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (и производящаяся, как и БТР-4 с БМ «Оплот», в Харькове на заводе им. Малышева) — полноприводный бронеавтомобиль «Дозор-Б». Внедорожник, броня которого предохраняет от стрелкового оружия, противопехотных мин и воздействия оружия массового поражения, был создан в 2005 году и продемонстрирован на Международной выставке вооружений ГОЕХ-2007. «Дозор-Б» (боевая масса — 6,3 т, экипаж — 3 человека, десант — 8) предназначен для транспортировки личного состава и перевозки грузов в условиях боевых действий.

Также автомобиль может использоваться силами быстрого реагирования, миротворческими подразделениями и военной полицией. На бронеавтомобиль может быть установлен зенитный пулемет КТ-12,7 с дистанционным управлением изнутри машины, 30-мм автоматический гранатомет КБА-117,120-мм самоходный миномет. Максимальная скорость «Дозора-Б»-105 км/ч(по шоссе), запас хода-700 километров. Машина способна преодолевать подъем в 30 градусов и брод глубиной1 метр. «Дозор-Б» не стоит на вооружении украинской армии, власти им заинтересовались только после начала войны на Донбассе.

В конце мая глава МВД заявил о возможности приобретения броне машин для нацгвардии, а в июне и. о. президента Украины заверил, что вооруженные силы страны рано или поздно получат 200 «Дозоров». (Стоимость одного автомобиля — порядка 3 млн грн.)

Показательно, что еще с прошлого года «Дозор-Б» (под названием Oncilla) выпускается по лицензии польской компанией Mista. Бронемашина была модифицирована и сегодня соответствует стандартам НАТО по баллистической и противоминной защите. Схожая судьба (то есть — пока не везет) и у отечественной боевой бронированной машины «Казак», разработанной в 2008 году киевским научно-производственным объединением «Практика». Впервые бронеавтомобиль (его экипаж — 5 человек) был продемонстрирован широкой публике 24 августа 2009 года на параде в честь Дня независимости Украины, но машин на сегодняшний день изготовлено всего две. На вооружение они, понятное дело, не приняты. На полноприводный бронеавтомобиль (он смонтирован на шасси гражданского грузовика IVECO Daily 4×4) с боевой массой 5,5 т, задуманный как хорошее подспорье для сил специальных операций, может быть установлено следующее стрелковое оружие: 7,62-мм пулемет ПКМС, зенитный пулемет КТ-12,7, 30-мм автоматический гранатомет АГС-17,40-мм автоматический гранатомет УАГ-40. «Казак» способен преодолевать подъем в 30 градусов и водные препятствия глубиной1,5 метра. Бронеавтомобиль может использоваться в качестве полицейской патрульной машины, армейской разведывательной, а также инкассаторской. Но шансов «выйти в люди» все-таки больше у «Дозора».

 

Беспилотный чиж

В Украине в настоящее время около двадцати различных организаций (от казенных предприятий до вузов) занимаются разработкой беспилотных летательных аппаратов. Ведь дело это крайне благодарное, учитывая реалии всех вооруженных конфликтов, происходивших в мире на протяжении последних 20 лет. Украинской армии собственные БПЛА нужны, особенно тактические комплексы и комплексы под условным названием «поле боя» (радиус действия -10 км). Ближе всего к поставленной задаче подошел межотраслевой научно-исследовательский институт проблем физического моделирования режимов полета самолетов Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского — ХАИ. Еще в конце 2006 года в НИИ при университете на базе малого летательного аппарата взлетной массой15 кгначали разработку модульной беспилотной авиационной системы «ЧиЖ». Уже в 2007 году беспилотник разрабатывался в двух вариантах в интересах конкретных заказчиков. Для поиска и картографирования полезных ископаемых на суше и шельфе и для ведения телевизионной и фоторазведки при антитеррористических операциях («Филин», заказчик — СБУ). Но из-за кризиса 2008 года финансирование проектов было остановлено. Однако НИИ по мере возможностей продолжал работу над «ЧиЖ-L».

В настоящее время в Центральном НИИ вооружения и военной техники ВС Украины именно этот проект считают самым перспективным. Небольшой (размах крыла -2 метра). Очень удобно меняется целевая нагрузка — теле- и инфракрасные камеры (максимальный вес нагрузки — до2 кг). Двигатель — собственного производства. Радиус действия — до60 км, время полета — более 4 часов. Для завершения работ по созданию БПЛА «ЧиЖ-L» необходимо $3 млн. Специалисты ХАИ уверены, что в минимальной комплектации их детище по ТТХ превысит популярную нынче американскую систему SilverFox. А в полной комплектации «ЧиЖ-L» будет сопоставим с самым популярным в мире тактическим беспилотником Shadow 200. (Тоже производства США.) Кстати, у харьковчан есть еще одна перспективная разработка -БПЛА «Воробей-S», это комплекс «поле боя». Взлетная масса летательного аппарата-1,2 кг(запускается с руки). Размах крыла -0,75 метра, масса полезной нагрузки -0,2 кг, продолжительность полета — 45 минут.

 

Джайхун и Сайхун

В январе 2005 года к патрулированию водных границ с Афганистаном на реке Амударья приступили два речных бронированных артиллерийских катера проекта 58150 типа «Гюрза», построенных на киевском заводе «Ленинская кузница». Проект 58150 разработан находящимся в Николаеве «Исследовательско-проектным центром кораблестроения». Заказчиком патрульных катеров «Джайхун» и «Сайхун» выступила пограничная служба Республики Узбекистан. А финансирование строительства ($5,6 млн) осуществил Госдепартамент США в рамках Международной программы по борьбе с терроризмом, незаконным транспортированием оружия и наркотических средств. Общей задачей катеров типа «Гюрза» является охрана водных границ на реках, озерах и прибрежных морских районах.

 

При небольших размерах (длина -20 метров, ширина — 4) и водоизмещении (38 тонн) проект 58150 имеет достаточно мощное вооружение, размещенное в башнях от БТР-70 и БМП-2: автоматическая 30-мм пушка, два пулемета калибра7,62 мм, один -калибра14,5 мм, а также ПТУР «Конкурс». Хотя, конечно, боевые модули могут меняться. Экипаж — 5 человек, кроме того, на катере может разместиться разведывательно-десантная группа до 8 бойцов. Все жизненно важные агрегаты корабля защищены броневой сталью толщиной 4-6 мм. На артиллерийских катерах установлены водометные двигатели, позволяющие развивать скорость до 27 узлов.

Осадка — всего0,7 метра. Дальность плавания -450 миль, в автономном режиме судно может находиться до 5 суток. Интересно, что в октябре 2012 года на заводе «Ленинская кузница» состоялась торжественная церемония закладки двух бронекатеров «Гюрза-М» для военно-морских сил Украины. До 2017 года предполагалось построить девять таких судов, для действий в бассейне Дуная, а также прибрежных зонах Черного и Азовского морей. Но в декабре 2013 года от постройки катеров отказались.

 

Пеликан кругового обзора

В августе 2007 года на вооружение украинской армии была принята РЛС 79К6 сантиметрового диапазона «Пеликан», разработанная казенным предприятием «Научно-производственный комплекс «Искра» (Запорожье). Эта радиолокационная станция кругового обзора призвана прийти на смену старым советским РЛС П-37, которые производили в Нижнем Новгороде. «Пеликан», стоимость которого несколько лет назад составляла 5 млн грн, предназначен для выдачи целеуказания зенитно-ракетным комплексам. Кроме того, трехкоординатная РЛС (дальность, азимут, высота) используется в качестве информационного звена для контроля и управления воздушным движением. То есть просто сообщает кому надо, что летит и куда. Максимальная дальность обнаружения цели -400 км, разрешительная способность -500 метров. (То есть если две цели будут лететь на таком расстоянии друг от друга, то «Пеликан» поймет, что это именно две цели, а не одна и сделает правильные выводы). Если говорить о преимуществах РЛС 79К6 перед иностранными аналогами, то стоит обратиться к такому показателю, как «Коэффициент военно-технического уровня» (это чтобы не путаться в параметрах, понятных только специалисту). Так вот, у «Пеликана» коэффициент — 1. У современного российского конкурента, РЛС «Гамма С1Е» -0,9. У американской АМ/ТРБ-70 — 0,8. А у П-37 — вообще 0,6. То есть «Пеликан» почти в два раза лучше. Кстати, время разворачивания/сворачивания новой украинской РЛС — полчаса. У П-37 на сборы уходят сутки.