Кондитерский рай

О кондитерских достижениях Советского Союза ходят легенды. Одна из них рассказывает о том, что за успехами «красных кондитеров» внимательно следила благополучная Швейцария — ведь советский шоколад, не уступающий по качеству швейцарскому, в случае выхода на мировой рынок мог здорово потеснить королей Берна и Женевы: он был значительно дешевле…

Кондитерская промышленность Советского Союза началась не на пустом месте. В дореволюционной России было множество мелких фабрик и артелей, делавших конфеты, шоколад, карамель, пастилу. Но главными поставщиками сладостей были несколько гигантов тех лет: кондитерские фабрики Абрикосовых, Фердинанда фон Эйнема, Жоржа Бормана.

Фабрики располагались в Петербурге и Москве и в городах помельче: Нижнем Новгороде, Харькове, Одессе.

Торговое дело было поставлено с размахом. Например, Абрикосов первым додумался до того, чтобы продавщицы в магазины подбирались по цвету волос. Это вызывало небывалый интерес: народ валом валил посмотреть на это диво и установить, кто лучше — «черненькие или «беленькие». Особенно много было мужчин, которых обычно нечасто увидишь в кондитерских лавках.

Но и без того продукция этих фабрик пользовалась заслуженным спросом и была отмечена высочайшей милостью: имела звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

 

Конфеты с революционным размахом

Буря 1917 года и последующая Гражданская война сильно навредили процветавшей кондитерской отрасли. . Но с началом 1920-х годов, а особенно с НЭПа, производство сладостей наладилось. Правда, конфеты этого периода были не так вкусны, как прежде, и зачастую несли идеологическую функцию. Обертки украшали разнообразными революционными сюжетами и изображениями исторических деятелей: декабристов, Карла Маркса, Максима Горького, Ленина.

К началу 1930-х годов в Ленинграде заработали государственные фабрики по производству конфет, шоколада и кондитерских изделий, а в середине десятилетия в кондитерской и пищевой промышленности произошел «переворот». Конфеты, карамель, леденцы и шоколад перестали быть средством революционной пропаганды и стали предметом быта и отдыха. В это же время появились единые государственные стандарты СССР и сборники рекомендованных рецептур для разных классов кондитерских изделий. Это позволяло объективно следить за качеством конфет по всей территории страны и не допускать изменения их вкуса на мелких фабриках, особенно в провинции.

В это же время появились бренды, ставшие эталонами вкуса, с которыми прожили жизнь многие поколения советских людей, — такие как «Кара-Кум», «Маска», «Чародейка» и др. Из дореволюционного наследства возродили знаменитые бренды, которые пользовались устойчивым спросом: «Раковые шейки», «А ну-ка, отними!», «Утиные лапки» и другие. Качество оберток тоже стало иным: их украсили героями сказок, сюжетами известных произведений, разнообразными фруктами, полевыми цветами — так появились «Ренклод», «Ананас», «Красный мак».

 

Столпы королевства сладостей

В 1939 году, незадолго до войны, в СССР появились бренды, составившие славу советской кондитерской промышленности. Такими стали конфеты «Мишка на Севере».

Это были мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус. Ленинградские кондитеры Фабрики имени Крупской уловили интерес к теме покорения Севера, романтике ледовых экспедиций и дрейфующих льдин. «Мишки» настолько полюбились жителям Ленинграда и всей страны, что их продолжали выпускать даже во время блокады. Уже в 1943 году фабрика выпустила 4,4 тонны конфет «Мишка на Севере», и как знать, может быть, это лакомство, напоминающее счастье довоенной жизни, было одной из причин, приблизивших победу. Правда, понять логику потребителя всегда непросто: приблизительно в то же время на фабрике выпускались конфеты с названием «Папанинские». Казалось бы, такая же тематика должна была способствовать популярности. Но нет: белый медведь с легкостью победил героев-папанинцев — «Мишка на Севере» полюбился миллионам, а «Папанинские» со временем исчезли с прилавков.

Но настоящий конфетный бум произошел после войны в период между 1950 и I960 годами. Фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская», имени Крупской, имени Самойловой, имени Микояна выпускали знаменитые на весь Союз сладости. В основе успеха советских сладостей было несколько компонентов: во-первых, строгая «гостовская рецептура». Ее нельзя было изменить, любые нововведения разрешались только после многоэтапного обсуждения. Во-вторых, в СССР использовалось какао очень высокого качества, поскольку его поставщики — как правило, страны третьего мира — были нашими друзьями. Правда, когда с ними случались какие-то размолвки, это . тут же отражалось на производстве. В-третьих, все ингредиенты продукции были натуральными. Никаких заменителей, эмульгаторов, подсластителей и добавок! Все, начиная с масла и кончая начинками, производилось из натурального сырья. Это придавало конфетам и шоколаду отменный вкус, но не способствовало длительному хранению и иногда приводило к безобразному внешнему виду. Конфеты слипались, шоколад таял не только во рту, но и в руках. А учитывая то, что в СССР не умёл и делать красивую упаковку, советские конфеты плохо продавались на внешнем рынке. Хотя зарубежные производители зорко следили за советскими мастерами, втайне радуясь тому, что страна, освоившая космос и океанские глубины, имеющая прекрасных художников, не может превратить кусок бумаги или картона в произведение искусства. Так что советский шоколад по качеству был ничуть не хуже швейцарского, но об этом никто, кроме советских граждан, не догадывался. Да и советские граждане тоже этого не знали — кто из них пробовал швейцарский шоколад, если 90% никогда не выезжали за границу?

Да и о том, чтобы торговать сладостями за рубежом, не могло быть и речи: начиная с середины 1970-х годов конфеты, шоколад и торты проходили по разряду дефицита. Плановое хозяйство и отсутствие экономических механизмов приводили к перебоям в снабжении, так что кондитерам постоянно чего-то не хватало: то какао, то масла, то краски для фантиков.

 

По цене бриллианта

Впрочем, советские сладости в любом виде покупали на ура. Старшее поколение с ностальгией вспоминает вкус тех конфет: нежно-кисловатые ноты «Ананасных», легкую горечь дробленого фундука «Белочки», терпкий сахар «Кара-Кума», приятную тяжесть вафельного «Гулливера».

А марок шоколада было и вовсе не счесть. Хотя среди них были и те, что сыграли в истории страны особую роль. В первую очередь, это известнейший бренд «Аленка».

Его создали по итогам собрания ЦК КПСС, на котором обсуждались задачи развития сельского хозяйства. Там-то кондитерам и поставили задачу — изготовить качественный, но недорогой молочный шоколад. Целый год задачу никто не мог решить. И только в 1965 году фабрика «Красный Октябрь» создала идеальный   по  партийным нормам шоколад. Для оформления выбрали полотно Виктора Васнецова «Аленушка». Но, как выяснилось, такой бренд уже существовал. Тогда фабрика «Красный Октябрь» обратилась с призывом о помощи к москвичам. В газете «Вечерняя Москва» поместили объявление о том, что у любой девочки есть шанс стать лицом новой шоколадки. Фабрику завалили фотографиями. Но в конечном итоге шоколад все равно назвали именем сказочной девочки, сократив его до «Аленки».

Шоколад стал настолько популярным, что многие родители страстно мечтали о девочке, чтобы назвать ее Аленкой. В загсы стояли очереди из тех, кто мечтал дать ребенку имя Аленка. Существовало даже специальное постановление, запрещающее работникам загса регистрировать Аленок — только Алена и производные от него: Алла, Елена, Алевтина.

Не меньшей популярностью в Советском Союзе пользовался знаменитый набор «Птичье молоко». Секретом его изготовления был агар-агар — студень, добываемый из морских водорослей.

Эти конфеты были символом подлинной роскоши, и каждый, жаждущий заявить о своей состоятельности, дарил друзьям или знакомым набор «Птичьего молока». Это производило эффект, который сегодня можно сравнить с подаренным бриллиантом!